Ветхозаветный пророк говорит сегодня – что Господь сказал бы правителям Украины?

1. Сферы ответственности лидеров в Израиле и Украине.

В писаниях пророков немало внимания уделяется правителям Израиля. Это и не удивительно. Ведь им даны не только особенные привилегии, но на них возложена и особенная ответственность за весь народ. Служение царя Давида, основателя царской династии Иудеи, было названо пастырским служением (2Царств 5:2, 2Царств 7:7). Так и пророки, наравне с религиозными лидерами, называет царей и прочих правителей Израиля пастырями народа Божьего. Например, пророк Иезекииль в 34 главе, обращаясь и критикуя пастырей народа Божия, связывает надежду на восстановление истинного пастырского служения с Давидом (Иез. 34:23). Очевидно, что речь идет не о самом Давиде, который умер, но о его роде. Итак, пастырское служение, как минимум отчасти ассоциируется с царским родом Давида.

Как пастырей, ответственность правителей заключается в том, чтобы пасти Божий народ, то есть заботиться о его благополучии и защите должным образом. Речь об этом идет в той же главе, посвященной пастырям (Иез. 34:14, 25, 28).
С правителями Израиля, царем и князьями, связана законодательная и судебная власть (Иез. 34:17, 20). В указанных отрывках Бог говорит, что сам будет заботиться об овцах, защищать их и судить между Своими овцами. Он говорит так потому, что пастыри-правители не исполняют своих обязанностей должным образом. Напротив, они топтали пажити так, что овцы должны были есть потоптанное ими (Иез. 34:18). Пророки не раз призывают руководителей Израиля творить суд и правду (Иер. 22:2, 3; Иер. 22:15; Иер. 33:15). Они должны быть особенно внимательны к тому, чтобы заботиться о бедных, внимательно разбирая их тяжбы (Иер. 22:3: Иер. 22:16).
На Израильских царях и князьях лежала ответственность за мудрое и богоугодное осуществление внешней политики. Так мы видим множество пророчеств, касающихся политических союзов, как Иудеи, так и Израиля. Мы видим упреки за договоренность с Египтом (Ис. 30:1-5, Иез. 23:8) или Ассирией (Иез. 16:28; Иез. 23:7; Ос. 8:9) и за нежелание подчиниться Вавилону (Иер.42:9-16).
На них лежала личная ответственность знать Бога, быть послушными Ему, уповать на Него, быть смиренными перед Ним. Пророк Иеремия хвалит царя Иосию за то, что он знал Бога (Иер. 22:16). Он призывает иудейского царя, по всей видимости Иехонию, сесть пониже (Иер. 13:18). Бог постоянно призывает царей уповать на Бога во внешней политике. Он упрекает царя Иоакима за то, что Он не послушал слово Божие, обращенное к нему, но приказал сжечь свиток, написанных Варухом (Иер. 36:29-31). Иеремия призывает царей иудейских, как и весь народ, слушать слово Господа и соблюдать субботу (Иер. 17:20-22), и таким образом быть примером народу.
На правителях лежала и ответственность за то, чтобы быть преданными Богу, и не допускать в сердце идолов. Бог запрещает Иезекиилю отвечать старейшинам Израильским потому, что они допустили в сердце идолов (Иез. 14:3). Говоря о вине Израиля, проявившейся в идолопоклонстве, пророки не раз выделяют царей и князей отдельно (Иер. 2:26-28, Иер. 19:3-5). И это также не удивительно, ведь правители являются очень влиятельными людьми и во многом задают общий настрой страны. И потому если они являются безбожными и идолопоклонниками, то и страна последует их примеру. Более того, часто правители Израиля, особенно Северного, хотя также и Южного, своими указами вводили поклонение идолам на государственном уровне. Первыми это сделали Соломон, который построил капища чужеземным богам (1Царств 11:7,8) и Иеровоам (3Царств 12:28). Подобная практика была и во время записанных пророков. Ярким примером может служить царь Израиля Ахав, как, впрочем, и все остальные цари Израиля, который чрезвычайно распространил служение Ваалу (3 Царств16:30-33). Что касается Иудеи, то тут примерами может послужить царь Ахаз, который заменил служение Богу на служение ассирийскому божеству (4Царств 16:10-16), а также Манасия, который ввел всяческие нечестивые практики (4Царств 21:3-7). Были же и другие примеры, когда царскими указами земля расчищалась от идолослужения, и утверждалось истинное служение Богу Израилеву. Самым ярким примером является царь Езекия (4 Царств 18:4).
 Итак, мы можем выделить следующие сферы, за которые отвечали правители Израиля. В социальной сфере они должны были обеспечивать защиту, благополучие, справедливые законы, и защиту бедных в своей стране. В сфере внешней политики, они должны были действовать согласно воле Бога. В религиозной сфере они должны были хранить себя самих и страну от идолов. И они должны были быть богобоязненными, скромными перед Богом, людьми, которые лично слушают и соблюдают слово Бога.
Давайте теперь подумаем, насколько эта ответственность распространяется на правителей Украины. Что касается того, что пророки называют «пастырским» служением правителей, безусловно, наши правители несут примерно ту же ответственность, что и израильские. Они также обязаны заботиться о благополучии народа, защите страны, установления справедливых законов, совершении справедливого правосудия, защите бедных. Подобным образом, на них лежит и ответственность за ведение внешней политики. Она может в чем-то отличаться от политики Израиля, тем не менее, мы можем найти много общих черт. Несколько отлична ситуация с областью религии, потому что Украина является светским государством, а Израиль  хотя, я думаю, и здесь найдутся точки пересечения, хотя бы на том основании, что многие наши политики позиционируют себя как христиан. И, безусловно, ответственность за личную богоугодную жизнь на наших правителях также лежит.
Теперь попробуем рассмотреть каждую из сфер более подробно, сравнить ситуацию на Украине с ситуацией в Израиле времен пророков и контекстуализировать пророческие послания правителям. Говоря об Украине, я удовлетворюсь общими фразами, и не буду приводить никаких конкретных фактов. Пророки также приводят их нечасто – и так ясно, что те злоупотребления и грехи, которые они обличают, носят повсеместный характер. Хотя довольно часто они обращаются к конкретным представителям власти. Однако же мне в данной работе, просто некорректно говорить конкретно. Тем не менее, и в нашем случае злоупотребления носят столь массовый характер, что для того, чтобы не замечать их нужно быть слепым.
2. Социальная сфера
Итак, ответственностью властителей Израиля с этой сфере было забота о благополучии народа, его защита, постановление справедливых законов, обеспечение суда и защита прав бедных и слабых. Как Израильские власти справлялись со своими обязанностями и что говорили им пророки?
Послания пророков в этой сфере в основном касаются постановления и соблюдения справедливых законов, обеспечение правосудие и защиты прав бедных. Мы находим довольно много слов, касающихся социальной сферы у пророков Исаии, Иеремии, Михея, Амоса.
Исаия обвиняет князей Иудеи во взяточничестве, искажении суда, пренебрежении своей обязанностью защищать слабых (Ис. 1:23; Ис. 5:23). Мы уже видели в 34 главе пророка Иезекииля, что они не справляются со своими обязанностями заботиться о благополучии и защите народа. И как они могут с ней справляться, когда они думают лишь о себе и сами являются грабителями? Пользуясь тем, что им принадлежит законодательная власть, они производят несправедливые законы, для того, чтобы грабить и притеснять бедных (Ис. 3:14,15; Ис. 10:1-3, Мих. 2:1,2).
Иезекииль называет их убийцами (Иез. 22:27). Они обогащаются без меры, присоединяют дом к дому и поле к полю, и совсем не заботятся о народе земли, ничего не оставляя другим (Ис. 5:8). Пророк объявляет им горе за такие дела! Бог оставит их, и им не к кому будет обратиться в день беды (Ис. 10:3). Их дома опустеют, и их поля не принесут ожидаемых плодов (Ис. 5:9, 10). Подобно и пророк Аввакум говорит, что нечестивые властители делают закон бессильным, и суд в принципе теряет свой смысл (Авв. 1:4).  Исаия настаивает на том, что единственный путь спасения – это восстановить правосудие (Ис. 1:27). Пророк Амос говорит о том же, связывая надежду в день Господень с совершение правосудия (Ам. 5:15)
Иеремия призывает дом Давидов производить суд и правду, спасать обижаемого от руки обидчика, не теснить пришельцев, сирот и вдов. Ни проливать невинной крови. Он предупреждает их об ответственности и наказании, если они не будут поступать так, – Его гнев разгорится на них, и даже царский дворец опустеет (Иер. 21:12; Иер.22:2-5).
Нужно сказать и то, что среди иудейских царей были исключения. Так Иеремия хвалит царя Иосию, который производил суд и правду, и упрекает Иоакима за то, что он вовсе не таков, но его «сердце обращены только к твоей корысти и к пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие». Потому ему не окажут чести после его смерти (Иер. 22:15-19).
Итак, мы видим, что в основном слова пророков носят обличительный характер, и они имеет более негативный, чем позитивный смысл. То есть пророки, не много внимания акцентируют на положительных обязанностях власти – обеспечивать благосостояние народа. В основном они говорят об обеспечении справедливого суда, защите бедных, и борьбе с коррупцией. Конечно, мы не можем сказать, что позитивные обязанности не имеют значения, однако, мне кажется, согласно с пророками, обеспечение этих базовых функций имеет приоритет в социальной сфере.
Что касается нашей страны Украины, то, очевидно, что все подобные явления имеют место. С коррупцией мы встречаемся довольно часто на всех уровнях. Очевидно, что ей пропитаны наши чиновнические структуры, и рыба гниет с головы, то есть коррупция начинается сверху. Вопиющие по своему цинизму и несправедливости судебные решения или отсутствие таковых не редкость в нашей стране. По сути, никто не доверяет судам. В конфликтах между богатыми или чиновниками и обычными людьми, надежды на верное решение фактически нет. И как мы знаем из многочисленных историй связанных либо с самими видными политиками и бизнесменами, либо с членами их семей, это часто происходит.
 Постановляются несправедливые законы, которые дают дорогу богатым и власть имущим, и в тоже время делают очень обременительно жизнь малого и среднего бизнеса, и небольших организаций. Налоги и различные инстанции тоже портят кровь. Я не могу сказать, что ситуация, например, с налогообложением, крайняя, – лично я плачу, на мой взгляд, справедливые налоги, – но все же такие вещи есть. Особенно последние годы чувствуется, что бизнес уходит в тень.
Мы видим разительный контраст между жизнью власть имущих и незащищенных слоев общества, и это говорит о том же несправедливом строе. Лично меня последние несколько лет крайне беспокоит ситуация с украинским селом, когда людям, зачастую, невыгодно заниматься фермерством. Я не вижу других объяснений, как только нарочную игру кого-то во власти, кому это выгодно, и кто наживается на бедах крестьян.
Мы были и время от времени становимся свидетелями вопиющих злоупотреблений, когда власть имущие законным или полузаконным путем присваивали чужую или общественную собственность, когда уничтожались ради чьих-то бизнес интересов, или захватывались исторические памятники и зоны отдыха людей. Это точно то, о чем говорили пророки.
Тут же можно задеть тему личного благочестия правителей. Мы видим, каким пагубным является корыстолюбие, особенно же корыстолюбие власть имущих. Оно приводит ко многим проблемам в социальной сфере.
Несут ли наши правители ту же ответственность перед Богом за такие действия, как и израильские? Я уверен, что да. Конечно, есть разница между народом завета, и обычным народом. Мы почти не слышим подобных упреков в словах пророков, когда они провозглашают суд на другие народы. Однако же пророк Иезекииль упоминает грех Содомы, которая, помимо прочего, руки бедного и нищего не поддерживала (Иез. 16:49). Также можно вспомнить послание пророка Ионы, которое, скорее всего, также носило социальный характер (Иона 3:8).
Можно заметить и что в упреках, которые касаются социальной сферы, пророки фактически не упоминают завет Бога с Израилем или с домом Давида. Завет с Давидом упоминается лишь когда речь идет о верности Бога, который поставит Своему народу верного правителя и пастыря (напр. Иез. 34:23). А упрекаются они исключительно за несправедливость. Также наши властители не могут быть извинены неведением, потому что они говорят о себе, как о христианах, и, безусловно, хорошо знают и понимают законы и требования Бога, особенно такое базовое требование, как соблюдать справедливость.
Я думаю, это и было бы основным призывом пророка нашим правителям в социальной сфере – соблюдать справедливость. Вершить справедливый суд, защищать слабых и бедных, не проливать невинной крови, не угнетать никого, остановить коррупцию. Ну и в положительном смысле заботиться о благосостоянии граждан, чтобы люди могли быть защищенными мудрыми законами и могли работать и зарабатывать достойно. В этом будет надежда для них самих и для нашей страны.
Что же касается предостережений, то, с моей точки зрения, по крайней мере, некоторые предостережения можно применять довольно буквально. Так, царю Иоакиму было сказано, что он не будет оплакан и погребен должным образом (Иер. 22:18, 19). Так и память, и честь бесчестных правителей будут попраны. Мудро ли обогащаться, преступая законы Божии и попирая других? Пророк Аввакум говорит, что нет, не мудро. Это очень временное приобретение (Авв. 2:6). Пророк Исаия предостерегает о Божьем проклятии – дома будут пусты и поля не принесут должных плодов (Ис. 5:9, 10). Я думаю, современная история показывает как ненадежно богатство в принципе. Страх, причем вполне обоснованный, потерять приобретенное будет преследовать таких людей. Они вполне могут ждать Божьего суда еще и при жизни. Их отношения с Богом нарушены. Они не оказали милости бедному и не смогут рассчитывать на помощь Божью, когда она им понадобиться (Ис. 10:3). В конце концов, у них не будет надежды в день Господень (Ам. 5:15).
3. Сфера внешней политики
Эта сфера также довольно широко представлена в пророческих писаниях. Как правило, пророки касаются темы отношений Израиля с Египтом, Ассирией и Вавилоном. Также говорится об отношениях между Южным и Северным царствами и с небольшими государствами – соседями Израиля. Израиль был небольшой страной, географически расположенной в регионе соседствующим с великими империями древности. Естественно, часто он попадал в поле их интересов. Потому, кажется, ведение внешней политики, направленной на лавирование между этими империями, альянсы или защиту от них, было неизбежным. Тем не менее, пророки не считали эту сферу отделенной от Божьего контроля.  Политический фон фактически всегда присутствует в их писаниях. И немудрено, ведь Бог использовал эти государства как Свои инструменты для наказания либо же, наоборот, спасения Своего народа. Так Исаия называет Ассирию жезлом гнева Божия (Ис. 10:5), Навуходоносора, царя Вавилонского, Своим рабом (Иер. 25:9, Иер. 43:9), а персидского царя Кира Своим пастырем (Ис. 44:28).
Итак, какие же упреки или предостережения высказывали пророки относительно этой сферы? На мой взгляд, можно выделить три основных группы упреков в этой сфере, которые вполне могут послужить предостережением и для наших украинских политиков, да и для всего народа.
Во-первых, внешняя политическая деятельность в ущерб доверию Богу. Похоже, что царь Ахаз надеялся на самого Ассирийского царя во время угрозы от Сирии и Израиля (Ис. 7), однако же сама Ассирия окажется врагом Иудеи. Царь Езекия, или, возможно, его придворные, напротив, надеялся на защиту Египта от Ассирии (Ис. 30:4), однако же, Египет оказался совершенно ненадежной защитой (Ис. 20:6). Пророк прорекает горе таким людям, говоря, что египтяне и кони всего лишь плоть (Ис. 31:1-3). Последние цари Иудеи, Иоаким, и Седекия, в свою очередь, надеялись на защиту Египта от царя Вавилонского (Иер. 37:5-10). Исаия призывает иудеев, и, я думаю, во-первых, политических лидеров, которые принимали решения, перестать надеяться на человека (Ис. 2:22).
Во-вторых, и это частично связано с первым, ведение внешней политики вопреки воле Бога. Власти Иудеи времен царя Езекии посылали послов в Египет за помощью против Вавилона вопреки воле Господа (Ис. 30:1-2). Последние цари Иудеи упорно не хотели принимать волю Божью, и подчиниться царю Вавилонскому, вопреки постоянным призывам Иеремии подчиниться. Так царь Седекия упорствовал до самого конца (Иер. 40). Даже остатки Иудеев, вместе с их руководителями, после случая с убийством Годолии (Иер. 31), отказались слушаться слов Иеремии, чтобы не идти в Египет.
В-третьих, верность во внешней политике. Хорошим примером может быть царь Иоаким, который нарушил договор с Вавилонским царем Навуходоносором (Иез. 17:15).
На мой взгляд, первое и третье предостережения совершенно применимы к украинским правителям и народу. Нам нужно помнить о том, что люди и государства – лишь плоть и ненадежная опора. Книга Даниила показывает последовательную смену царств. Пророчества Исаии, Иеремии и Иезекииля о народах наглядно подтверждают это. Как бы внушительно не выглядела та или иная сверхдержава, тот или иной альянс, они не являются вечными, и скорее всего, однажды их могуществу придет конец, если Бог пожелает того. Все может измениться, причем очень быстро. Это всегда нужно учитывать, и отдавать предпочтение упованию на Бога. Это не значит, что мудрая внешняя политика не должна вестись, но она должна быть трезвой. И далее, она обязательно должна быть верной. Нужно быть честными с партнерами и соблюдать свои обязательства. Я не могу в этой работе подробно рассматривать внешнеполитические отношения нашей страны, но уверен, что пророкам нашлось бы что сказать, как в общем, так и конкретно.
Что касается второго предостережения, то конечно христианские правители должны молиться о воле Божьей относительно внешней политики. Однако, я думаю, довольно сложно на основании пророков в наше время решить, какая конкретно политика является Божьей волей. Например, мы не можем сказать, что Бог избрал какую-то страну быть орудием Его гнева, и отдает ей землю, как это было с Ассуром и Вавилоном. Все же, стоит помнить, что Бог распоряжается событиями, происходящими на мировой арене по Своему усмотрению.
В этой же сфере можно рассмотреть и пророчества о народах с других сторон. Мы видим, что пророчества об уничтожении или наказании народа или государства, связаны с гордостью. И Исаия и Иеремия говорят о чрезмерной гордости Моава, предрекая его уничтожение (Ис. 16:6, Иер. 48:29). Исаия выделяет надменность Едома (Ис. 34). Иезекииль говорит об удивительной самоуверенности и превознесении Тира (Иез. 26-28) и Египта (Иез. 29-32). Также пророчества о Ассирии и Вавилоне связаны с их гордостью перед Богом, который использовал их для Своих целей (Ис. 10:15). Есть гордость и другого типа, которая была присуща уже самому Израилю. Так он величался над Содомой, хотя его грехи, по словам пророка, не меньше (Иез.16:56). Поэтому любому народу, в том числе украинскому, вместе с его правителями надо остерегаться какой-либо гордости, политической ли, национальной ли, религиозной ли. Я не думаю, что у нас сейчас есть политические основания для гордости, но национальные и религиозные могут быть. Религиозную гордость мы рассмотрим подробнее ниже.
Второй момент, который можно вывести из пророчеств о народах, – это их отношение к Израилю, и, особенно, их поведение во время, когда он был наказуем Богом. Об этом говорят многие пророки. Сами Ассур и Вавилон не имеют оправдания за свою жестокость, хотя Бог и использовал их Своими орудиями (Иер. 50:17, Иер. 50:49). Особенно ярко об этом говорит двадцать пятая глава пророка Иезекиился. Так Аммон радовался гибели Израиля и посмеивался над ним, за это и его ждет разрушение (Иез. 25:3,6). В реакции Моава и Сеира (Иез. 25:8), чувствуются отчетливо нотки религиозной вражды и зависти. Едом мстил Иудее жестоко и также будет наказан (Иез. 25:12, 13). Иезекиилю вторит Амос, говоря о преступлениях Сирии, Тира, Едома, Филистимских городов, Аммона.
Во всех случаях порицается жестокость, надменность, вероломство, а не просто особый статус Израиля. Потому, я считаю, порицаемое Богом отношение к Израилю вполне можно применить к внешнеполитической сфере в принципе, особенно в контексте военных действий. Мы видим у пророков мотивы справедливого воздаяния, по примеру «зуб за зуб». Жестокость приведет ни к чему иному, как к жестокости, а надменность к посрамлению. Это должно всегда учитывать во внешней политики, относясь к другим странам так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам.  Украина является мирным государством, и согласно конституции она не может выступать агрессором. Я думаю, это хорошая с Библейской точки зрения позиция. Однако в любом случае нам и нашим правителям, стоит помнить о сострадании и милосердии во внешних отношениях, не радоваться проблемам других государств, но оказывать посильную помощь.
И, все-таки, Израиль, имел особый статус, и, как мы видели на примере Моава и Сеира, во враждебности присутствовал и религиозный мотив. Я думаю в нашем контексте, пророки говорили бы об отношении к церкви, а не к Израилю, как особому с точки зрения Бога государству. Но я не буду говорить здесь подробно об этом.
Итак, на мой взгляд, во внешнеполитической сфере, пророки призывали бы наших правителей и наш народ вместе с ними, во-первых, помнить о ненадежности и нестабильности политической ситуации в мире и уповать на Бога. Во-вторых, осуществлять политику молитвенно и быть верными в своих обязательствах. В-третьих, не гордиться перед другими народами, быть милосердными и сострадательными в нашей политике.
4. Сфера религии.
В этой сфере можно говорить как о политических, так и о религиозных лидерах. И если с религиозными лидерами, проблем быть не должно, то, на мой взгляд, сделать контекстуализацию пророческого послания светским лидерам в этой сфере довольно трудно. Ведь Израиль был теократией, государством, вступившим в завет с Богом, как целый народ. Также и правители имели обязательства перед Богом – хранить этот завет. Об Украине, как и о любой другой современной стране, такого сказать нельзя. Однако все же посмотрим, что пророки говорили лидерам в этой сфере.
Можно выделить несколько основных причин, в связи с которыми пророки, упрекали Израильских лидеров, религиозных лидеров и весь народ. Это идолопоклонство, неповиновение Богу и незнание Его, формализм в религии, ложные пророчества и беспечность.
В пророчествах об Израиле, возвещая суд, пророки особенно много говорят о распространении культов чужеземных богов и языческих религиозных практик. Про ужас и вероломство идолопоклонства, которое особенно мерзко тем, что является нарушением завета с Богом, постоянно говорит Иеремия в контексте грядущего суда. (Иер. 5:15-19, Иер. 16:10-13, Иер. 19:4-9, Иер. 22:8-9, Иер. 32:29-34). Пророки Иезекииль и Осия говорят о подобных практиках как о прелюбодеянии и сравнивают Израиль, как Северное так и Южное Царства, с прелюбодейными женами (Иез. 16, Иез. 23, Ос. 1:2). Пророк Иезекииль видит в видении даже Иерусалимский храм наполненный идолопоклонством, в результате чего слава Божия отходит от самого храма и из Иерусалима, и на Иерусалим грядет кара (Иез. 8-10). И эта лишь малая часть пророческих упреков.
Мы уже выяснили, что лидеры, цари и князья Израиля, несли прямую ответственность как за собственное почитание Бога в чистоте, так и за весь народ. Так пророк Иеремия обвиняет Иудейских царей в идолопоклонстве лично (Иер. 2:26-28; Иер. 44:9), и даже напрямую связывает окончательный суд над Иудой с грехами Манассии, царя Иудейского (Иер. 15:4). И лидерам Израильским, вместе со всем народом, бесспорно, адресованы призыв к покаянию (Иер. 44:4) и страшные слова суда, упомянутые выше.
Религиозные лидеры, священники и ложные пророки, были повинны напрямую в этих практиках, как, например, утверждает пророк Иезекииль (Иез. 8), и также пророк Иеремия (Иер.2:26-28). Однако, претензии, выдвигаемые пророками к ним, носят в основном другой характер. Их упрекают за ложные пророчества и слова, за не обучение народа слову истины, за коррупцию, и за формализм в религии.
Тема ложных пророчеств особенно остро стоит у пророка Иеремии, который был вынужден постоянно им противостоять. Так пророки Иудеи постоянно пророчествовали мир Иерусалиму, когда миром и не пахло (Иер. 6:13, 14; Иер. 8:11). Они вместе со священниками указывали на присутствие в Иерусалиме храма, как на гарантию того, что с ними не случиться ничего плохого (Иер. 7:4), что им дан закон (Иер. 8:8). Однако, без сердечного покаяния, это были лишь пустые надежды. Корыстные мотивы были нередки в подобных пророчествах. Так пророк Михей говорит, что коррупция пронизывала религиозные круги так же, как и гражданских властителей (Мих. 3:11).
 Пророчество своих мечтаний, могло и не всегда происходить из открытого корыстолюбия, однако оно не становилось менее преступным от этого. Были некие провидцы, которые свои сны выдавали за слово Божье. Иеремия приравнивает подобную практику к служению Ваалу (Иер. 23:25-28), и предлагает им говорить сон как сон, а не как слово Божие.  В любом случае, пророк Иезекииль изрекает горе пророкам, которые водятся своим собственным духом (Иез. 13:2, 3). Закон также не был преподаваем должным образом. Книжники намеренно извращали его (Иер. 8:8), а иные священники и пророки, из-за пьянства, просто не были в состоянии учить ни других, ни себя, потому превратили слово Божие в правило на правило (Ис. 28:7-10).
Ясно, что сказал бы пророк религиозным лидерам нашей страны. Учить Его слову точно, как есть, прилагая к этому всякое усердие. Не выдавать свои мечты и идеи за слово Божие, как это часто практикуется в харизматических и не только церквях, потому что это мерзко, как и идолопоклонство. Очиститься от коррумпированности, которая, возможно, процветает и не только в православной церкви. Не уповать безрассудно на нашу некую христианскую историю и святыни, если это упование не подтверждается настоящим покаянием. Особенно интересным является некоторое презрение к западным странам, связанное с либерализм. Но, на мой взгляд, наши проблемы и грехи ничуть не меньше и не оставляют нам права на превозношение.
Что касается светских властей, я не готов обсуждать их ответственность за чистоту религии народа на основании пророчеств. Однако в нашем контексте будет уместным иной упрек. А именно за внешнюю религиозность. Фактически все наши лидеры говорят о своем исповедании христианской веры и принадлежности к той или иной конфессии. Это накладывает на них личную ответственность ходить праведно перед Богом и осуществлять свое руководство праведно. Иначе лучше не ходить и не топтать дворы Божии (Ис. 1:12).
5. Заключение
Итак, мы видим, что слова пророков, обращенные к лидерам Израиля, не являются не актуальными в нашем контексте. Они, как и все Писание, полезны для научения и обличения. Хотя мы и живем в светском, а не теократическом государстве, но вечные законы Божьи не изменяются сами по себе. Как в Израиле мерзкими были несправедливость, коррупция, корыстолюбие, гордость, ложь, неверность, формализм так они мерзки и сейчас. Как они опасны были для Израильтян, так и сейчас они вызывают гнев, а за гневом справедливый суд Божий. Это может быть суд в этом мире – беды, несчастья, болезни, войны, кризисы. Но это и вечный суд, о котором всем нам стоит помнить. Потому настойчивые призывы пророков о покаянии всегда актуальны. А тем, кто имеет власть, стоит всегда помнить то, что «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:48).
В этой работе я не говорил особо о надежде, которую давали пророки и Израилю и его лидерам, или, точнее, Израилю о его лидерах. Несмотря на настойчивые призывы к покаянию, которые мы видим у пророков, та надежда, о которой они говорят, кажется, не связана с этими призывами, но подается исключительно как будущее дело Божье, которое Он совершит исключительно Сам и ради Себя Самого (например, Ис. 48:11). Подобно и наша надежда лишь в Боге и Евангелии. Конечно, мы должны слушать слово Божье очень серьезно и прилагать все силы к исполнению его, однако когда мы видим бессилие нашего народа и наших правителей угодить Богу хоть как-то, нам все еще остается надежда, надежда от Бога, Который творит что хочет и Который любит миловать, на спасение в Иисусе Христе (Ис. 53), и действие Божьего Духа (Иер. 31:33, Иез. 36:27).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *