Бог созидает Царство на Земле через людей.

Как  Адам, Ной, Авраам, Иаков, Иосиф, Моисей и Гедеон

 использовали свои царские привилегии и  власть. 

… 

Работа была написана  в марте 2008 года

во время учебы в Украинской Библейской Семинарии,

курс «Теология Ветхого Завета»,

преподаватель д-р. Э. Чейндлер.

… 

Содержание

Введение: Бог есть Царь, который созидает Царство на Земле через людей

         1. Адам – первый Человек
                               1.1. Привилегия быть первым 
                               1.2. Адам управитель на Земле
                               1.3. Нереализованные возможности
                                1.4. Ответ Бога
 2. Ной  — праведник                                                         
                               2.1. Бог избирает Ноя
                              2.2. Бог заключает Завет с Ноем
                              2.3. Ной всё исполнил, как повелел Бог 
                              2.4. Последние дни Ноя
3. Авраам – отец множества народов
                              3.1. Бог призывает Авраама
                              3.2 Бог заключает Завет с Авраамом
                              3.3. Авраам повиновался Богу
                             3.4. Авраам «сын  Адама»
4. Иаков – отец  народа Израильского 
4.1. Избрание
4.2. Школа страданий
4.3. Иаков назван Израилем 
4.4. Сыновья Иакова 
4.5. Иаков — отец народа Израильского
5. Иосиф – спаситель дома Иакова 
5.1. Миссия Иосифа
5.2. Бог избирает Иосифа
5.3. Испытания Иосифа
5.4. Бог возвеличивает Иосифа
5.5. Иосиф спаситель дома Иакова
5.6. Иосиф наследник обетований Иакова
6. Моисей – вождь Израиля 
6.1. Предыстория
6.2. Моисей 
6.3. Призыв Моисея 
6.4. Как Моисей использовал свои царские привилегии и власть
6.5. Миссия Моисея
7. Гедеон – судья Израиля 
7.1. Гедеон был судьёй в Израиле
7.2. Бог призывает Гедеона
7.3. Как Гедон использовал свои царские привилегии и власть
7.4. Бог — истинный Судья и Царь Израиля

Заключение:  Как  Адам, Ной, Авраам, Иаков, Иосиф, Моисей и    Гедеон использовали свои царские привилегии и  власть.

Литература.

 

Введение

Бог есть Царь, который созидает Своё Царство через людей
Бог есть Царь – Вечный и Всевластный.
Богу угодно было превратить Землю в Своё Царство. Это цель Бога.
Бог созидает Своё Царство через людей.
Люди это царственные образы на Земле.
Бог созидает Своё Царство на Земле путём численного и географического распространения Своего образа. Это способ достижения цели.
   Бог управляет  Своим Царством  посредством  заветов.
Заветы это установления Царства Божьего.
Бог управляет Своим Царством через  избранных Им  людей —  таких, как  Адам, Ной, Авраам, Моисей, Давид и Иисус Христос. Бог заключил с каждым из них Завет.
   В завете с Адамом Бог установил стратегию достижения цели.
Бог сказал первым людям: «плодитесь и размножайтесь…и владычествуйте» (Быт.1:28).
Все люди были задуманы Богом как управители на Земле, но после грехопадения они совратились с верного пути и стали делать неугодное Богу. Дабы исправить положение, Бог выбирает Ноя и заключает с ним завет, предназначенный обеспечить возможность достижения цели.
В Аврааме Бог избирает главный народ, который поведёт всё человечество к цели.
Иаков унаследовал обетования Авраама и стал отцом двенадцати патриархов, от которых произошёл народ Израильский.
Иосиф, один из сыновей Иакова,  «возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской» Деян.13:17. Народ Божий стал многочисленным, но оказался в рабстве.
Бог избирает Моисея, чтобы он «мышцею вознесенною вывел их из нее»  Деян.13:17. Бог заключил Завет с Моисеем, чтобы направлять народ законами и вести его к цели.
Гедеон, во времена судий, возглавил национально-освободительную войну против врагов Израиля – Мадианитян и Амаликитян. Бог даровал Своему народу победу.
Адам, Ной, Авраам и другие – вассалы, посредники между Богом и людьми, призванные осуществлять правление от имени Бога на Земле, представлять Его интересы, следить за соблюдением Его Законов, вести народ к Божьей Цели.
   В данной работе мы рассмотрим вопрос:  Как  Адам, Ной, Авраам, Иаков, Иосиф, Моисей и Гедеон  использовали свои царские привилегии и  власть.

 

1.  Адам – первый Человек

1.1.  Привилегия быть первым

   Положение Адама уникально – он был первым человеком, которого сотворил Бог.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» Быт. 1:27.

Вряд ли Адам представлял себе ту ответственность, которая лежала на нём. Он должен был стать тем, от кого произойдёт весь род человеческий. Впрочем, и сегодня Бог доверяет нам детей, в то время, когда мы ещё сами до конца не понимаем, что значит быть отцом.

            1.2.  Адам управитель на Земле  

Более того, Бог поставил его быть управителем на Земле.

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» Быт. 1:28.

Быть первым всегда трудно, но рядом был любящий и заботливый Отец, готовый в любую минуту придти на помощь.

   Эдемский сад — колыбель человечества, Рай, скиния Бога с человеком, Царство Божье на Земле. Отсюда оно должно было начать расти и наполнить всю Землю.

Это было место, где Бог говорил с человеком. Его Слава, как густое облако, обнимала первых людей. Ещё не было страха, не было боли, не было страданий, не было ничего, что омрачает сегодня человеческую жизнь. Божий мир, совершенный порядок, разнообразие жизни, её форм и цветов … и Человек – царственный образ Божий, как хороший управитель, поставленный, чтобы

«возделывать его и хранить его» Быт. 2:15.

И одна единственная заповедь, символ Завета между Богом и людьми, в лице Адама.

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» Быт. 2:16-17.

Бог поставил Адама управителем и заключил с ним Завет Владычества:

Плодись, размножайся, наполняй Землю и владычествуй – ешь от всякого дерева.

Последствия послушания человека – Земля наполнилась бы людьми – образами Божьими и Царство Божье утвердилось бы на всей Земле. Последствия непослушания – смерть.

Мы видим, что договор Бога с человеком предусматривал Божье благоволение в случае проявления человеком верности, и проклятие при непослушании.

1.3.  Нереализованные возможности

        Бог не скрыл от Адама последствий непослушания. Адам «подписался» под этим договором и согрешил. Непослушание Богу есть грех. Нарушение заповеди Божьей – есть грех. Последствия грехопадения – смерть. Смерть не физическая, а духовная, что значит разрыв с Богом, ибо Бог есть Дух Святой, и ничто нечистое не может находиться в Его присутствии. Поэтому Адам и Ева были изгнаны из Рая – Царства Божьего.
Первый Адам имел огромный потенциал, но он не реализовал предоставленные ему Богом возможности. Все, что он успел сделать, это дать имена животным на Земле.

1.4.  Ответ Бога

       Бог благ — Его ответом на грехопадение был Завет Благодати (Быт 3:15).
Бог обещает, что от жены произойдёт Тот, кто поразит змея в голову.
То, что не смог сделать первый Адам, сделает второй Адам – Иисус Христос — Сын Божий и Сын Человеческий. Он исполнил в точности желание Бога, и Отец поставил Его Царём над всем творением.
  

 

2.  Ной  — праведник

                                               Ной означает покой

2.1.  Бог избирает Ноя

   Вот родословие Ноя: Бог — Адам – Сиф – Енос –Каинан – Малелеил – Иаред – Енох – Мафусал – Ламех – Ной (Лук.3:36-38).
Ламех, назвал сына Ноем и сказал:

«он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при [возделывании] земли, которую проклял Господь» Быт. 5:29.

И было великое развращение людей на земле и раскаялся Господь, что создал человека и воскорбел в сердце Своём. И решил Господь истребить всё живущее на земле.

«Ной же обрёл благодать пред очами Господа» Быт.6:8.

«Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» Быт. 6:9.

И повелел Бог Ною сделать ковчег и собрать в нём представителей всех животных и птиц, и пресмыкающихся по земле. И сделал Ной всё, как повелел ему Бог (Быт.6:22; 7:5).
И навёл Бог потоп на землю, и умерло всё живущее на ней, кроме Ноя и тех, кто был с ним в ковчеге. 

           

2.2.  Бог заключает Завет с Ноем 

Новая страница в истории Царства Божьего

   И вспомнил Бог о Ное, и навёл ветер на землю, и воды остановились, и земля высохла. И сказал Бог Ною выйди из ковчега. И вышел Ной и принес жертву Богу. Господь принял жертву и сказал, что не будет больше проклинать землю за человека и поражать всего живущего.     

«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» Быт. 8:22.

И заключил Бог завет с Ноем и с семейством его, завет Жизни – Завет Благодати – Завет Сохранения – Завет Стабильности, как подтверждение завета с Адамом, который стал недействительным, потому, что последний нарушил его.
    Почему Бог избрал Ноя? Потому, что увидел его праведным (Быт.7:1). Бог дал праведность Ною. Бог заключил завет с Ноем и его потомками (Быт. 9: 9-11). Радуга стала знамением завета между Богом и людьми и всякою плотью живущей на земле (Быт. 9:12-17).
 «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» Быт. 9:1, 7.
То, что некогда Бог повелел Адаму, Он вновь говорит Ною. УМНОЖАЙТЕСЬ!
Далее Его повеление звучит: ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ!

«Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они» Быт. 9:2.

УСТАНОВЛЕНИЯ БОГА — Бог даёт заповеди Ною:
1) Отныне люди могут есть не только зелень, но и всё, что движется по земле (Быт. 9:3);
2) Нельзя есть плоть с душою её, с кровью её (душа в крови, нельзя есть животное, когда в нём есть ещё жизнь);
3) Не проливай кровь человеческую. Тот, кто прольёт кровь человеческую, будет наказан.
Бог взыщет с такого человека и кровь того будет пролита рукою человека:  ИБО ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ПО ОБРАЗУ БОГА.
Провозглашается ценность всякой жизни и особенно жизни человеческой. Бог даёт жизнь, и Бог охраняет эту жизнь.
ПОВЕЛЕНИЕ БОГА:
«Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» Быт. 9:7.
           

  2.3.  Ной всё исполнил, как повелел Бог

 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» Евр.11:7.
    Бог-Царь желает, чтобы люди, как Его царственные образы наполнили землю Его Славой, превратив её в Царство Божье. Справился ли с этой задачей Ной?
Всё, что касается времени до потопа, жизнь Ноя была безупречна. Как и его прадед Енох,
«Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» Быт. 6:9.
Он имел жену и сыновей с невестками, которые разделяли с ним его любовь к Богу и были в послушании. Они все вместе строили ковчег и прошли сквозь воды потопа.
После потопа Ной, как и Адам, оказался в привилегированном положении. Он был  главным представителем Бога на земле, Царём и управителем, который должен был научить своих сыновей и их детей почитать Бога и служить Ему.
От трёх сыновей Ноя населилась вся земля. Ной начал возделывать землю (Быт. 9:19,20).

 

2.4. Последние дни Ноя

        Бог повелел Ною владычествовать. Читая о последних днях жизни Ноя, мы видим, что он, до конца, с этой задачей не справился.
Ной после потопа прожил триста пятьдесят лет (Быт. 9:28).
Ной не был совершенным человеком (Быт. 9:21).
Ной был отцом Хама, а Хам был отцом Ханаана. От Ханаана произошли народы, которые  населили землю обетованную. Они погрязли в идолопоклонстве и стали врагами Бога и Его народа. Израиль (потомки Сима) вёл войны и уничтожил эти племена, когда овладел Землёй Обетованной после возвращения из Египта.

 

 

3.   Авраам – отец множества народов

В Аврааме Бог избирает Себе народ.

    Бог избирает Аврама. Бог призывает Аврама. Бог заключает завет с Аврамом.

                3.1.  Бог призывает Аврама (Быт.12:1)
    Бог повелевает Авраму:

«пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе», Быт. 12:1.

Это серьёзное требование – оставить всё: отчий дом, родных людей и землю. Бог призывает покинуть всё это. Бог призывает Аврама к особым, личным отношениям. Бог отделяет Аврама.
Бог-Царь приказывает Авраму: «пойди… в землю, которую Я укажу тебе». Это административные отношения между Богом и Аврамом.
Бог повелевает. Требование завета – верность человека (Быт.17:1,9), последствия непослушания – проклятие. Однако Бог, говорит с позиции любящего Отца и даёт благословенные обетования. За этими обещаниями виден искупительный план Божий.

«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» Быт. 12:3.

Бог обещает Своё покровительство и защиту. Бог открывает Себя Богом Авраама. Авраам муж Божий.
  

            3.2.  Бог заключил Завет с Аврамом (Быт.12:2-3; 15, 17 гл.)

Бог говорит Авраму:

«Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» Быт. 12:2-3.

Это подтверждение обетований, данных Адаму и Ною, и первое упоминание Великого Поручения в Ветхом Завете. Народ, который произойдёт от Авраама, должен быть миссионерским народом. Великое поручение Нового Завета есть продолжение обетования данного в Ветхом Завете. Бог дает Авраму  новое имя — Авраам, что значит: отец множества народов (быт.17:5)Бог обещает, что от Авраама произойдут цари (Быт.17:6). Бог заключил завет с Аврамом и потомками Авраама (Быт.17:7-8)Бог сказал:

«и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» Быт. 17:8.

Бог желает созидать Своё царство через людей.
Бог–Царь делегирует Свои полномочия Аврааму.
Как Авраам использовал свои царские привилегии и власть?

 

 3.3.  Аврам повиновался Богу

 «И пошел Аврам, как сказал ему Господь» Быт. 12:4

 Автор послания к Евреям так описывает величайшее послушание Арваама:

«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная куда идет.
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах
с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший» Евр. 11:8-11.

«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» Евр.11:17-19.

   Авраам – муж веры (Быт.15:6), могучий князь (Быт.23:5,6), друг Божий (2 Пар.20:7), отец всех истинно верующих (Рим.4:11-25).

3.4.   Авраам «сын Адама»

   Авраам не был совершенным человеком. Два раза он сомневается в Боге. Первый раз, из-за голода он уходит в Египет (Быт.12:10-20) и, опасаясь преследований, отдаёт свою жену Сару фараону как сестру. Второй раз он поступает точно также с Авимелехом царём Герарским (Быт. 20:2). Не дождавшись исполнения обетования Бога о наследнике, он по настоянию Сары, спит с её служанкой  Агарью, от которой рождается Измаил (Быт.16 гл.).  Последствия от этого шага, мы ощущаем до сего дня. Арабы и весь мусульманский мир — потомки Измаила – соперники христиан, претендующие, на обетования Бога. Исполняется откровение об Измаиле, данное Богом Агари в пустыне (Быт.16:12).
   Читая в семнадцатой главе книги Бытие о недоверии Авраама Богу, понимаешь, что Завет Искупления был заключён исключительно по милости Божьей. Это был односторонний завет. Скрепил Его Господь Бог Своей Печатью – Святой Кровью Сына Божьего на Кресте. Слава Иисусу Христу!

 

4. Иаков – отец  народа Израильского

«А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама» Ис. 41:8

4.1.  Избрание

   Бог избрал Иакова ещё в утробе матери (Быт.25:24) и определил ему главенство. Иаков стал человеком кротким, живущим в шатрах.  Иаков покупает первородство у Исава, а потом обманывает своего отца и хитростью получает благословение Исава. Иаков — вор и обманщик. Чтобы избежать наказания от брата Исава, оставляет отчий дом и идёт в Месопотамию, на родину матери. Исаак благословил дорогу Иакова.
Закончилось детство, пролетела юность, позади родной дом, впереди неизвестность. Ночь, пустынная местность, камень вместо подушки, беспокойный сон… Иаков видит лестницу, соединяющую землю и небо.
 
«И вот, Господь стоит на ней и говорит: 
Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» Быт. 28:13-14.
Иаков наследует обетования Авраама. Бог явился Иакову, как Бог Авраама и Бог Исаака, и сказал, что будет Богом Иакова. И поклялся Иаков, сказав, что если Бог выполнит то, что обещал, то Господь будет его Богом, которому он отдаст десятую часть. Иаков испытывает Бога.

 

  4.2.  Школа страданий

   Чтобы изменить нас, Господь помещает нас в школу страданий.
Для Иакова это был дом дяди Лавана, в Харране. Иаков полюбил Рахиль – младшую дочь дяди Лавана и семь лет работал за неё, но получил вместо неё Лию – старшую дочь. Дядя обманул его. Некогда Иаков, обманул брата Исава, а теперь обманут он. Так Бог смиряет нас и учит каяться.
    И ещё семь лет работает Иаков на Лавана. Нелёгкий труд пастуха: вместе со стадом ночью и днём, в пустыне и горах, в холод и зной, среди диких животных и недобрых людей (Быт31:7, 38-41). В земле страданий Бог делает нас плодоносными. Бог благословил Иакова и дал ему потомство и богатство (Быт.30:43).  Прошло двадцать лет, и явился Бог Иакову и велел возвратиться на родину (Быт.31:13).
Встал Иаков и двинулся вместе с семейством своим в землю Ханаанскую. Впереди его ждёт встреча с Исавом.
    Иаков боится встречи с братом и молится Богу. Иаков призывает имя Господне, вспоминает Божьи обетования, и благодарит за их исполнение, взывает к милости и просит защиты (Быт.32:9-12). Иаков берет часть от имения своего и посылает впереди себя, в подарок, для умилостивления брата. Потом ещё часть и ещё, пока не остаётся один.

 

4.3.  Иаков назван Израилем

   И боролся Иаков с Богом и узрел лицо Его. Господь коснулся бедра Иакова и изменил его сердце. Бог дал Иакову новое имя — Израиль. Бог благословил Иакова. Бог смирил Иакова и сделал его новым человеком – сильным мужем – победителем. Встреча с Богом удалила  страх. Иаков выходит навстречу Исаву. Бог дал братьям примирение.

4.4.  Сыновья Иакова

   Бог благословил Иакова в Ханаане: у него родился сын Вениамин.
Но испытания ещё не закончились для Иакова. Много хлопот доставляли выросшие дети. Из-за жестокости Симеона и Левия он вынужден оставить Сихем и идти в Вефиль. При родах умерла любимая жена – Рахиль. Рувим – первенец спит со служанкой Ваалой. Смерть Исаака – отца Иакова. Потеря любимца Иосифа. Голод в земле Ханаанской.
Много страданий выпало на долю Иакова, но Бог не оставил его. Бог водил Иакова.
   У Иакова было двенадцать сыновей, от них произошёл народ Израильский.

           

 4.5.  Иаков — отец народа Израильского

   Сыновья приносят радостную весть Иакову:
«Иосиф жив, и владычествует над всею землёю Египетской» Быт.45:26.
    Иаков с семьёю, всего шестьдесят шесть душ, отправляется в Египет.
В Вирсавии Бог явился Иакову и сказал:

«Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза [твои]» Быт. 46:3-4.

   Радостной была встреча с Иосифом. Фараон разрешил поселиться семейству Иакова в плодородной земле Гесем. Иаков благословил фараона.
    Был голод по всей земле, но семья Иакова ни в чём не нуждалась, потому, что Иосиф снабжал их хлебом.  

«И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет. И пришло время Израилю умереть» Быт. 47:28-29.

   И призвал он Иосифа и взял клятву с него, что тот похоронит его в Ханаане. Перед смертью, Израиль благословил сыновей Иосифа и своих сыновей. 
   Величественная картина – Иаков благословляет сыновей.
Ещё не исполнилось обетование Бога: вокруг земля Египетская и семейство ещё не многочисленно, но Иаков видит будущее как осуществившееся, а сыновья — веру Израиля. Иаков видит наследство своё – великий народ Израиля и Землю Обетованную! 
Иаков великий муж веры. Иаков — отец народа Израильского.

«В грядущие [дни] укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная» Ис. 27:6.

 

5.   Иосиф – спаситель Израиля

 «Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ
     во время пребывания в земле Египетской…» Деян. 13:17

          

  5.1.  Миссия Иосифа

                                                           Иосиф — он прибавит.

   Иаков жил на Земле Ханаанской, которую Бог обещал дать ему и его потомкам в наследство. У Иакова было двенадцать сыновей.  Они должны были стать родоначальниками двенадцати колен Израиля, но они не были готовы к этой миссии.
    Бог использовал Иосифа, чтобы изменить их сердца. Бог допускает проявление жестокости со стороны братьев по отношению к Иосифу. Братья Иосифа продают его в рабство, и Иосиф попадает в Египет. Иосиф проходит через тяжелые испытания, но остаётся верным Богу. Чудесным образом Бог освобождает и возвеличивает Иосифа. Иосиф становится вторым человеком в Египте после фараона.  Господь помогает Иосифу простить братьев и увидеть Божий промысел в своих страданиях.   Через Иосифа Бог спасает род Иакова от голода. Иаков с семейством поселяется в Египте. Бог благословил Иакова и умножил потомство его (Исх.1:7).  Небольшая семья Иакова превратилась в многочисленное племя. Как такое великое дело удалось осуществить  Иосифу?
           

5.2.  Бог избирает Иосифа

   В сновидении Бог показал будущее Иосифу и дал знать, что он возвеличит его.
Иосиф видит:
«вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу» Быт. 37:7.

   И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря:

« вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне» Быт. 37:9.

 

            5.3.  Испытания Иосифа

«Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет;
 но Бог был с ним» Деян. 7:9

       Из зависти братья замышляют убить Иосифа. Они бросают его в глубокий ров, а потом продают  Измаильтянам, а те в свою очередь Потифару, царедворцу, начальнику телохранителей фараона Египетского. Бог был с Иосифом и был он успешен в делах (Быт.39:2). Потифар поставил Иосифа управителем в доме своём.  

Иосиф понравился жене Потифара и сказала она:

«спи со мною». Иосиф отвечает: «как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» Быт. 39:9.  

Иосиф ходил пред Богом. Тогда, жена Потифара обвиняет Иосифа в попытке надругаться над ней, и Иосиф попадает в тюрьму. Но и там Господь был с Иосифом и благословил его.

«И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем» Быт. 39:22.

            5.4.  Бог возвеличивает Иосифа

«Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» Ам. 3:7

   Иосиф в темнице толкует сны виночерпия и хлебодара фараоновых. А спустя два года, Иосиф истолкует сон фараона. Бог открывает будущее своему рабу Иосифу и даёт мудрости, как спасти народ от грядущего голода. И поставил фараон Иосифа управителем над всей землёй Египетской и видели все, что Дух Божий на нём.         В семнадцать лет раб Иосиф был приведен в Египет, а в тридцать лет он становится вторым человеком после фараона в Египте. Велики и чудны дела Твои Боже, и благословенны повинующиеся Тебе!

            5.5.  Иосиф спаситель дома Иакова

Исполнилось пророчество Иосифа, после семи лет урожайных пришли семь лет неплодных. Наступил голод в земле Ханаанской. Иаков посылает сыновей за хлебом в Египет, где, после ряда тяжелых испытаний, они узнают, что Иосиф, брат их, которого они предали, жив и жизнь людей всей земли и их жизнь в его руках. Испугались сыновья Иакова, и вострепетало сердце их, когда они предстали перед великим правителем земли Египетской. Но Иосиф открывается братьям и говорит:

« я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами… чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской» Быт. 45:4-8.

И велел Иосиф братьям:
«скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда» Быт. 45:13.

 

            5.6.   Иосиф наследник обетований Иакова

«Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе
сынов Израилевых и завещал о костях своих» Евр. 11:22

    Радостной была встреча Иакова с Иосифом. Два сына: Манассия и Ефрем родились в Египте у Иосифа. Перед смертью, Иаков благословил их: они унаследовали два удела (Иез.47:13) в Земле Обетованной. Иосиф исполнил просьбу отца Иакова и похоронил его в земле Ханаанской. После смерти отца, Бог дал братьям Иосифа покаяние, и примирились сыновья Израиля. Прожил Иосиф сто десять лет и видел детей Ефрема и Манасии. Перед смертью сказал Иосиф братьям своим:

«я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову» Быт. 50:24.

И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря:

               «Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда» Быт. 50:25.  
 
Иосиф ожидал исполнения обетований Божьих.

 

 

6.   Моисей – вождь Израиля

            6.1.   Предыстория

Четыреста лет прошло, как семья Иакова переселилась в Египет. Иосиф умер, умер и фараон, которого благословил Иаков. К власти пришёл другой царь, который не помнил заслуг Иосифа. Он сделал потомков Иакова рабами и заставил их делать кирпичи, чтобы возводить храмы для своих идолов и своей славы. Нелёгкой была жизнь народа, но, несмотря на тяжёлый труд, Бог благословил племя Иакова и размножил их. Из семидесяти душ пришедших в землю Гесем, они превратились в многочисленный народ. Египтяне стали опасаться восстания евреев. Фараон распорядился уничтожать новорождённых мальчиков.  И тогда Бог услышал вопль народа и воздвиг вождя, который должен был вывести их из земли Египетской из дома рабства.

6.2.   Моисей

   Этим мужем стал Моисей. Бог избрал и чудесным образом спас его. Моисей был усыновлён дочерью фараона и воспитывался в царском доме. Ему была доступна вся премудрость египетская. В то же время, с молоком матери он впитал любовь к своему народу и его истории. Когда Моисей вырос, он увидел как египтянин издевается над его соплеменником и убил его. Это был вызов власти египетской, и ему пришлось бежать в пустыню и жить среди чужого народа. Сорок лет он был пастухом в земле Мадиамской, в  доме священника Иофора.  Сепфора, дочь Иофора, стала женой его и родила Моисею двух сыновей. Моисей забыл страдания, но Бог не забыл Свой Завет, данный Аврааму, Исааку и Иакову. Бог обещал Иакову по истечении четырехсот лет вывести его народ из плена.

            6.3.  Призыв Моисея

Бог явился Моисею в виде горящего куста и сказал ему:

«Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» Исх. 3:10.

Это не просьба – это повеление Царя. Бог дал Моисею сверхъестественную власть и привилегии: представлять Его и исполнить Его волю на Земле (Исх.11:3).

6.4.   Как Моисей использовал свои царские привилегии и власть?

   Моисей повиновался Богу. Моисей подчинился и пошёл. Бог дал ему в помощь Аарона, брата его.

«… Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» Исх. 7:1.

   Моисей, раб Господний, всё сделал по Слову Божьему. Он говорил с фараоном от имени Бога Израилева. Великие чудеса и знамения явил Бог людям через Моисея, когда выводил народ Свой из Египта. И увидели люди, что Бог есть Господь!

«Верою совершил он (Моисей) Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули» Евр. 11:28-29.

И в пустыне в продолжение сорока лет Моисей был вождём народа Израильского.

Моисей, по совету тестя Иофора, ставит судий над Израилем (Исх.18:25).

У горы Синай, устами Моисея, Бог обновил Завет Свой (Исх.19:5) и дал Закон (Исх.20-24). Спустя сорок лет, Моисей написал этот Закон, для нового поколения израильтян, которые должны были войти в Землю Обетованную (Втор. 31:9).

И поставил Моисей скинию (Исх. 40:18), как повелел Господь, где Бог лицом к лицу говорил с Моисеем над крышкой ковчега, в котором лежали скрижали каменные, с десятью заповедями, написанными перстом Божиим. И освятил священников и принёс жертвы. И в этом, Моисей явил верность Поставившему его (Евр.3:2,5).

Народ Божий в пустыне был организован как армия, воинство Господне. Над каждым из двенадцати колен Моисей поставил начальника. У каждого ополчения было своё место в стане и своё знамя. Бог установил порядок следования во время переходов. Левиты должны были нести скинию, и их стан во время стоянки находился посередине. Армия Израиля насчитывала шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят человек, мужчин возрастом от двадцати лет и выше, годных для войны (Чис.2:32).

              «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3), но даже это не помогло ему избежать ошибок в управлении столь многочисленным и жестоковыйным народом. При водах Меривы Моисей не поверил Богу и не явил Его святости, поэтому Господь не позволил ему ввести народ в землю обетованную (Чис.20:12).     Перед смертью Моисей, по Слову Господнему, поставил вместо себя вождём Иисуса Навина.

Моисей был великим пророком (Втор.34:10).

Моисей заповедал Израилю:

               «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» Втор. 18:15.

            6.5.  Миссия Моисея

Моисей исполнил миссию, возложенную на него Богом.

Моисей вывел из Египта народ Израилев. Через Моисея Бог дал Своему народу Закон, чтобы они сформировались как нация, которая сможет вести другие народы к Богу.

Бог заключил с Моисеем завет Закона, чтобы направлять народ для достижения Своей цели – утверждение Божьего Царства на Земле.

 

7.   Гедеон – судья Израиля

 

7.1.   Гедеон был судьёй в Израиле

   «В те дни не было царя у Израиля» (Суд. 21:25).

Управляли страной судьи. Судьи в то время были администраторы, правители и генералы, которые действовали от имени Бога.

Это было тяжёлое время – период в 350 лет от завоевания Ханаана (ок. 1400 до Р.Х.) до правления царя Саула (ок. 1050 до Р.Х). Всё это время израильтяне вынуждены были воевать с остатками хананеев и враждующими соседями. Отсутствие единого руководства вело к упадку Израиля:

«каждый делал то, что ему казалось справедливым» Суд. 21:25.

 Судьи были призваны вести войны и обеспечить мир Израилю. Когда народ Божий впадал в отступничество, Бог наказывал их — нападали враги. Израиль взывал к Богу об освобождении, и Бог воздвигал судью (Суд.2:16) , который спасал народ от грабителей. Одним из влиятельных судий в то время был Гедеон, сын Иоаса из племени Авиезерова, колена Манассии.   Вот его история.

            7.2.   Бог призывает Гедеона

   Семь лет рука Мадианитян была над Израилем. Они, как саранча, приходили со скотом и шатрами своими и истребляли то, что вырастили израильтяне. И обнищал Израиль и возопил к Господу. Перед тем как дать спасителя, Бог посылает пророка и напоминает народу об обязательствах, обусловленных заветом (Суд.6:1-10).
   И явился Ангел Господень Гедеону. Он выколачивал тогда пшеницу в точиле, где  спрятался от Мадианитян. Это происходило в Офре в доме отца его Иоаса. И сказал ему Ангел:

«Господь с тобою, муж сильный!» Суд.6:12.

Гедеон сказал ему:

«господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян» Суд. 6:13.

Господь, воззрев на него, сказал:

«иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» Суд. 6:14.  

Бог призывает Гедеона и говорит:

«Я буду с тобою» (Суд.6:16).

Источник силы Гедеона был Бог.

 

            7.3.  Как Гедеон  использовал свои царские привилегии и власть?

Гедеон сомневается (Суд.6:15) и просит, чтобы Бог дал знамение (Суд.6:1,18). Господь отвечает Гедеону (Суд.6:21), повелевает разрушить жертвенник Ваала, который соорудил его отец и принести жертву Господу Богу (Суд.6:25-26). Гедеон сделал, как сказал ему Господь (Суд.6:27). Это был вызов обществу и народ потребовал от Иоаса смерти Гедеона (Суд.6:30).   Бог дал мудрости отцу Гедеона и усмирил гнев людей, а Гедеона  стали звать Иероваалом, что значит: «Ваал состязается». Это было первое испытание веры Гедеона, но главное было впереди. Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе и напали на Израиль. И Дух Господень объял Гедеона и вострубил он трубою и созвал народ из четырёх колен Израилевых, чтобы идти на войну (Суд.6:34,35).  И они пришли. Но Гедеон колеблется и дважды просит у Бога знамение. И ответил Господь и сделал чудное, как просил Гедеон. Бог укрепил веру Гедеона и даровал ему победу. Триста воинов под руководством Гедеона нанесли сокрушительное поражение многочисленной армии  Мадианитян и принесли освобождение Израилю.

  «Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона» Суд. 8:28.

        

     7.4.  Бог — истинный Судья и Царь Израиля

    Гедеон был выдающимся судьёй Израиля. Его имя упоминается в послании к Евреям, как одного из великих мужей веры (Евр.11:32). Однако, как и остальные одиннадцать судей, он не был совершенным человеком. Его настойчивое желание  получить знамения объясняется недостатком веры. Когда Израильтяне захотели сделать его царем,  Гедеон отказался и сказал:

«ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (Суд. 8:23).

Но фактически он был им (Суд.8:26,27,30,32), а его сын Авимелех воцарился в Израиле.

Колебания, проявленные Гедеоном, в конечном счете, привели его к идолопоклонству. Он сделал из золота ефод, который стал предметом поклонения  для израильтян и самого Гедеона (Суд.8:27).

Народ испытывал потребность в верном завету спасителе. Гедеон, не был таковым.

Пример Гедеона свидетельствует о нужде в истинном Спасителе – Иисусе Христе.

История Гедеона из Книги Судий показывает, что Сам Бог управлял и судил в Израиле через людей, которых он выбирал. Господь давал им веру, мудрость и силу.

Бог — истинный Судья и Царь Израиля.

 

Заключение

Как  Адам, Ной, Авраам, Иаков, Иосиф, Моисей и Гедеон

использовали свои царские привилегии и  власть

 

Бог созидает Своё Царство на Земле.

Делает он это через людей – Его представителей и носителей Его Образа.

Бог избирает человека, призывает его на служение, даёт привилегии  и облекает властью.

Бог, как истинный, всевластный и вечный Царь, делегирует Свои полномочия одному из таких мужей, как Адам, Ной, Авраам, Иаков, Иосиф, Моисей и Гедеон.

Это были очень разные люди, и разными были задачи, которые Бог ставил перед ними.

Адам был первым человеком на Земле, которому Бог сказал: владычествуй и управляй.

Адам не справился с Великим Поручением. Ответом  Бога на грехопадение Адама стал Завет Благодати, который говорит о серьёзности Его намерений по отношению к Своему Творению. Бог есть Любовь.

Ной был праведным в роде своём. Ной ходил пред Богом и сделал всё так, как повелел Господь. Всемирный потоп  — это была единственная возможность спасти человечество от всеобщего разложения и гибели. Через послушание Ноя спаслись восемь душ, от которых населилась вся Земля. Бог дал покой.

Аврам поверил Богу и стал отцом множества народов. Бог назвал его Своим другом. Авраам – отец всех верующих.

Иаков боролся с Богом, желая иметь близкие отношения с Богом, и стал отцом народа Израильского. Бог благословил Иакова и дал ему двенадцать сыновей – родоначальников двенадцати колен Израилевых. Иаков – отец народа Израильского.

Иосиф был верным Господу в страданиях. Он уповал на Бога, и Господь возвеличил его и сделал спасителем дома Иакова.

Моисей выполнил свою миссию и вывел из Египта народ Израильский. Моисей лицом к лицу говорил с Богом и был великим пророком. Через Моисея Бог дал Своему народу Закон, чтобы они сформировались как нация, которая сможет вести другие народы к Богу. Моисей вождь Израиля.

Гедеон был судьёй в Израиле. В смутное время, когда ещё не было царя в Израиле, он сорок лет правил народом Божьим. Гедеон спас Израиль от Мадианитян. Сделал он это не воинством и не силою, а верою в Бога Всемогущего. Гедеон – муж веры.

Все наши герои не были совершенными людьми, но Бог дал им всё необходимое, чтобы они могли исполнить волю Его.

Бог истинный Судья и Царь, который созидает Своё Царство на Земле через людей.

Литература

  1. Новая Женевская учебная Библия. Синодальный перевод. Издание второе, исправленное. Hanssler-Verlag 2001г.
  2. Конспект лекций проф., д-р Э. Чейндлера — «Богословие Ветхого Завета», прочитанных в УБС 10.03.08 – 14.03.2008, г. Киев,  рукопись.
  3. Конспект лекций проф., д-р Э. Чейндлера — «Исторические книги Ветхого Завета», прочитанных в УБС 12.03.07 – 16.03.2007, г. Киев,  рукопись.
  4. Царство, заветы и канон Ветхого Завета. (DVD – 6 часов, 2006г.). Урок 2: «Царство Божье».  Материалы «Третьего Тысячелетия», www.thirdmill.org
  5. Ричард Пратт, «Герменевтика», урок 2 – «Царство Божие» — Конспект лекций (рукопись), прочитанных в УБС г. Киев, 17.010.2005 – 21.10.2005 (есть распечатка в зелёной папке). – ( лекц.- стр.52).
  6. П. Койстра, Теология Завета. Конспект лекций, прочитанных в УБС г. Киев, 17.07.2006 – 21.07.2006. – / II часть курсовой работы содержит сложный план  уроков №1 и №2  темы «Царство, заветы и канон Ветхого Завета» видеоматериалов «Третьего Тысячелетия» (DVD – 6 часов) /
  7. Боб Кары, «Евангелия». Конспект лекций (рукопись), прочитанных в УБС г. Киев, 09.10.2006 – 13.10.2006, лекция 30 «Царство Божие», (есть распечатка в зелёной папке)
  8. Большой Катехизис. Вопрос №45: «Как Христос исполняет служение Царя?»
  9. Краткий катехизис. Вопрос №26:  «Как Христос исполняет служение Царя?»
  10. Краткий Катехизис Вестминстерской Ассамблеи в виде вопросов и ответов в двух частях изложенный Джеймсом Фишером и другими  служителями Евангелия . Перевод с английского DUTCH REFORMED TRACT SOCIETY 2004 г.
  11. Книга Церковного Уклада     Евангельской Пресвитерианской  Церкви Украины Первое издание 2005. Вступление – I. Царь и Глава Церкви.
  12. Ричард Пратт, «Сотворен для достойной цели». 

 

 

 

 

 

Бог созидает Царство на Земле через людей.: Один комментарий

  1. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Дан 7:18, 27; Ам 9:11
    Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Лк 24:49; Деян 2:32
    Советую прослушать:
    http://bibliya.in/propovedi/nashe-delo.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *