Преображение Христа (Богословская работа на Матф.17:1-9)

Литературный контекст:

Если рассматривать более широкий контекст изучаемого нами отрывка, то в Евангелии от Матфея 13:53-58, мы может видеть как Христа отвергают в Его собственном городе Назарете. Люди не верили в Него как Мессию, но продолжали считать, что Он обычный сын плотника, сын Марии, который рос вместе со своими братьями и сестрами на виду у местного населения. Они считали, что в Иисусе нет ничего выдающегося, несмотря на то, что удивлялись откуда у Него такая «премудрость и сила» (Матф.13:4).

Уже в Матф. 16 гл. мы видим мощное развитие событий, которое в вопросе Христа своим ученикам, проясняет то, как множество людей относилось к Иисусу и за кого они Его почитали.

В Матф.16:13 Христос задает самый главный вопрос Своим ученикам «за кого почитает Его народ?». Из ответа Петра, мы видим заблуждения народа. Одни считали что Иисус — Иоанн Креститель, другие думали, что он Илия, еще одна группа людей считали, что Христос — это Иеремия или один из великих пророков.

И только ученики Христа, как ответил Петр, видели во Христе Того, Кто является долгожданной Мессией.

Именно с этого самого времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матф.16:21). Именно с этого самого момента, Евангелие от Матфея начинает стремительно двигаться к кресту и указывать на предстоящие страсти Христовы.

И не смотря на то, что Петр понимает, что Христос есть Тот долгожданный помазанник, Которого так долго ждали иудеи, Который принесет долгожданный покой и избавление Своему избранному народу, тем не менее, ему сложно принять то, что Христос должен пострадать. Именно поэтому он отговаривал Его от этого, не желая, чтобы его Учитель страдал, и не сам желая страдать, как Его последователь и ученик.

Только лишь спустя много лет, Петр понял, что имел ввиду Христос. Он отобразил это в своем первом послании, поясняя тот аспект учения Христа, что Его «страдания – это путь к славе» (1Петр.1:11).

В ближайшем контексте отрывка о Преображении Господнем, мы имеем возможность видеть тот факт, что ученикипризнавали в Иисусе – Христа, сына Божьего. Тем не менее в лице Петра (Матф.16:22), мы видим как ученики все еще колеблются, сомневаются и не готовы идти за Ним до конца. Они все еще не в состоянии постигнуть и осмыслить всю многозначительность и важность тех событий, о которых Христос только что говорил, во всей полноте. А Он предрекал Свои страдания, смерть и воскресение.

В Матф.16:24-28 мы видим как Христос наставляет Своих учеников в том, что значит по настоящему почитать Христа как Бога и какой должна быть жертва в следовании за Ним.

Если обобщить весь данный контекст Матф.13:4-17:9, то его можно было бы выразить следующими составляющими:

  1. Отвержение Христа

  2. Страдания Христа

  3. Слава Христа

Основная идея Матф.17:1-9:

Весь отрывок переплетен с идентичностью Христа как Сына Божьего и как самого Бога.

Из общего контекста, мы видим, что центральную мысль занимает исповедание Петром Иисуса как Христа, Сына Божьего. Данное утверждение имеет свое подтверждение в двух последующих событиях:

  1. Христу предстоит быть страдающим Мессией (по пророчеству пророка Исаии)

  2. Христос как Мессия, который пребывает во Славе, как новый эсхатологический Моисей.

Толкование текста:

Матф.7:1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

Матф.7:1а По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его

После того, как Петр узрел в Иисусе обещанного Мессию. Христос начал открывать Своим ученикам Свою сущность и рассказывать им от Своей предстоящей миссии. Несмотря на то, что Петр что-то понимал о Христе и Его предназначении, тем не менее, его восприятие Иисуса было не точным. Ведь он не желал, чтобы Тот страдал. В связи с этим Христос желает еще в большей мере преподать урок Своим самым близким ученикам, с которыми у Него сложились приближенные отношения.

Зная намерения евангелиста Матфея, мы понимаем, что целью его послания, было показать иудеям что Иисус и есть тот Христос, Мессия, Которого так долго ждали и о Котором предсказывали пророки. В связи с этим в этой главе, мы если посмотрим глазами иудейского читателя, который хорошо знал Ветхий Завет, увидим своего рода намек и отображение синайского мотива, который имеем возможность прочесть в Исх.24:15-16:

И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака.

Таким образом, Иисус это новый прославленный Моисей. Более того, подобно тому, как Моисей берет с собой приближенных ему людей: Аарона, Надаба и Авиуда (Ис.24:1-9). Так и Христос берет с собой на гору тоже троих учеников.

Мало того, по законам Ветхого Завета, только свидетельство двух или трех человек признавалось как действительно факт, который имел место быть. Что в последствии и являлось достоверным, надежным свидетельством как произошедшего факта.

Матф.17:1в «и возвел их на гору высокую одних…»

Что именно это была за гора, нам не известно. По традиции считают, что это гора Фовор. Другие утверждают, что это может быть гора Мерон. третья категория людей утверждает, что вероятнее всего это было место где-то недалеко от Кесарии Филлиповой. Но быть уверенным на 100% что это была за гора, мы не можем.

Матф.17:2и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

17:2«он был преображен перед ними»

Определение слова «Преображение» – это трансформация, изменение в форме, и означает не просто перемену во внешнем облике, но и то, что происходит изнутри и изменяет всю личность. Это то, что произошло со Христом во мгновение ока. Христос, находясь по Своей природе в человеческом теле, отразил Славу Бога и, тем самым, намеренно явил Своим ученикам Свою истинную славную Божественную природу как Господа Бога.

Матф.17:2 «и просияло лице Его, как солнце…»

В этом стихе, образ Христа раскрыт значительно больше, чем это делает Марк в своем евангелии (Мк.9:3). Марк упоминает только о весьма белых светящихся одеждах. Тут же — лицо Христа светилось подобно солнцу, на которое не возможно было смотреть, настолько оно сияло Божественной славой.

Матфей в тщательном описании всех деталей того, как выглядел преобразившийся Христос, проводит параллель с Моисеем, которому явился Бог на горе Синай, и лицо которого сияло ярким светом.

Исх.34:29-30 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что [Бог] говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему.

Для иудеев было очевидным то, что это могло бы значить. Так ярко может светить только то, что имеет Божественное происхождение. В Ветхом Завете мы видим, что Бог является Творцом небесных светил (Пс.74:16; Пс.136:7-9). В еврейской традиции – священнический Мессия светится светом солнца (не канонические книги .Ен.38:4; Ездр.7:97).

Таким образом, евангелист Матфей дает нам, как читателям, понять, что Личность Христа больше чем Моисей. И этот акцент апостол часто делает в своем послании.

Матф.17:2водежды же Его сделались белыми, как свет.

Далее из увиденного учениками, Матфей продолжает описывать одежду Иисуса, которая была белая как свет. Это сверхъестественное сияние. Оно не описано в описании Моисея, не упоминается в книге Исх.24:34, но данное описание, это частое явление и описание, которое мы встречаем в апокалиптических книгах как Ветхого, так и Нового Завета. Например:

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна…» (Дан.7:9)

«и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег…» (Откр.1:14)

Данное описание так же относится к божественному происхождению и указывает на Мессию Иисуса Христа, который предстал перед своими близкими учениками, как воплощенный Бог в Своей славе.

Именно об этом событии написал Иоанн в первых строках своего Евангелия: «и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14).

Матф.17:3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

После того, как ученики увидели преображенного Христа, окутанного в Божью славу, сияние и величие, Матфей описывает, что рядом с Иисусом появились Моисей и Илия. Они начали беседовать с Ним.

1) Первое, что мы можем отметить важного из этого явления, так это то, что умершие во Христе Моисей и Илия, не просто канули в лету, но существуют отдельно от тела в духе в Царстве Небесном. Они как праведники, которых почтил Господь и удостоил их жизни вечной в Своем присутствии не небесах.

2) Второе, это тот факт, что прославленные святые, будут узнавать друг друга на небесах…

3) Третье, что мы можем отметить, это тот факт, что и Моисей и Илия знают Христа. Это еще раз нам должно подчеркивать помимо преображения Господнего, божественность Иисуса Христа.

4) Четвертое, на что нам необходимо обратить наше внимание, это параллельная ссылка из Евангелия от Луки 9:31. Там мы находим дополнительные подробности к этому событию, и можем узнать больше важных деталей. Например:

«явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лук.9:31).

А). Первое, Евангелие от Луки повествует нам, что Моисей и Илия явились во славе. Оба этих благочестивых мужа Божьих предстали в почете, величии и славном великолепии, сиянии и блеске. Бог удостоил их такого положения и почета в Царстве Небесном, как славных мужей Божьих, которые жили богоугодной жизнью на земле. Они жили пред лицом Бога по вере, в послушании, и Господь почтил их Своей славой.

Б.) Второе, это то, что Евангелист Лука описывает предмет разговора между Моисеем, Илией и Иисусом. Они говорили «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».

Великие пророки, знали что Христу предстоит совершить в Иерусалиме ради всего мира. Моисей и Илия — это представители Ветхого Завета и Закона Божьего. Своим присутствием и общением со Христом, они по сути дела подтверждали ту миссию, для которой Он пришел на землю и о которой Сам Иисус рассказывал немного ранее Своим ученикам, в которую им сложно было поверить и принять (Матф.16:21-23). Пророки Моисей и Илия знали в чём смысл «исхода Иисуса».

Как «исход» израильского народа из Египта под руководством Моисея являлся освобождением народа Божьего от египетского рабства, так и «исход» Иисуса Христа должен был бы раз и на всегда стать освобождением людей от рабства греха и Божьего проклятия. И этот исход, как повествует Евангелист Лука, должен был совершиться в Иерусалиме. Важно отметить что пророки, в отличие от учеником Мессии, понимали, что спасительное дело Христа, главное дело Его земного служения, должно быть совершено через смерть Иисуса. Именно эту истину труднее всего было принять ученикам Христа. Думаю, именно поэтому Божественный голос, о котором мы читаем далее, провозгласил о том, чтобы они слушались во всем Иисуса, поскольку в этом есть воля Божья.

5) То, что пророки знали о миссии Иисуса, еще больше должно нас утверждать о Божественном искупительном плане и необходимой намеренной смерти Христа для нашего искупления. Христос это не жертва обстоятельств, Который попал в руки ненавистных иудеев и фарисеев, но Он избранный Божий агнец, о котором позже уже свидетельствовали сами апостолы, что Иисус был предан «по определенному совету и предведению Божьему» (Деян.2623). Христос – это предсказанный Спаситель и Царь, божественный план относительно Которого исполнится в точности, и никто этому не помешает.

6) Остается еще один не отвеченный вопрос, витающий в воздухе. Почему именно эти пророки явились? Почему не явился Авраам или Давид? Почему не явились пророки Исаия или Иезекииль с Иеремией? Богословы относительно этого вопроса высказывают разные мнения. Одни считают, что Моисей и Илия олицетворяют собой закон и пророков, а другие, что они появились как предшественники Мессии. (Втор.18:18; Мал.4:5-6). В то же время с уверенностью можно сказать, что эти две мысли являются взаимодополняющими.

Что удивительного или знаменательного было в служении Моисея и Илии, что послужило именно их явлению? Что Божьих Бог хочет нам сказать, появлением именно этих двух мужей?

Если проанализировать служение этих двух пророков, то оно имеет сходство со служением Иисуса:

  • Моисей и Илия были знаменитые в свое время, как и Христос в Свое

  • Оба пророка постились сорок дней и сорок ночей, как и Христос

  • Оба эти пророка были великими чудотворцами, подобно Христу, Который на протяжении Своей жизни сотворил невероятные чудеса.

  • Оба этих свидетеля представлены в книге Откровения 11:5-6. Там явно отображено служение Илии, который свел огонь с неба и благодаря которому после длительной засухи пошел дождь. А так же служение Моисея, который по Божьему водительству, превращал воду в кровь и производил проклятие на землю в виде чумы и язвы. Тем самым, оба этих пророка придают своего рода эсхатологический привкус того, что будет происходить в последнее время, когда Христос придет второй раз, чтобы судить народ подобно тому образу, что был явлен во времена этих пророков.

  • Оба пророка прославились не только своей жизнью, но и уходом из нее. Илия живым был вознесен в огненной колеснице. Тело Моисея не было обнаружено. Такие же факты, мы видим и в жизни Иисуса, Его тело после смерти не было обнаружено и Он вознесся на Небо.

  • Так же оба этих пророка служат прообразом отвержения Иисуса израильским народом. Они являются указательным знаком на Того, в Ком мы можем иметь оправдание перед Богом от наших грехов и беззаконий.

  • Так же явление этих двух пророков указывают на то, что «все обетования исполнятся во Христе» (2Кор.1:19-22). Это те обетования, о которых они в свое время и в своей эпохе свидетельствовали.

Иудеи очень чтили этих пророков. Поэтому именно они пришли, чтобы свидетельствовать о Христе. В их лице закон и пророки оказали Христу честь и засвидетельствовали о Нем.

Матф.17:4При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

Матф.17:4 «При сем Петр сказал Иисусу: Господи!…»

В подобного рода поступках Петра, мы многое можем узнать о нем самом. В его действии было больше рвения, чем рассудительности. В его действиях мы видим смелость, инициативу и почтение (в его обращении к Иисусу как «Господину!»). Но, в то же время, мы видим в его поступке, во время этого славного события, его невежество и немощь. В данном обращении при таком грандиозном событии, Петр выражает свое почтение ко Христу как к учителю, но не свое понимание Его христологического определения как Бога (подобное проявление мы видим например и в других отрывках: Матф.7:21-22; 8:2,6,21. 25; 9:28).

В то время как Моисей и Илия говорят об «исходе» в Иерусалим, а до этого, сам Христос говорил о том же, Петр предлагает им остаться здесь и никуда не идти, но насладиться спокойствием, благоденствием и совершенной гармонией. Другими словами мысли Христа и пророков направлены на то, что вот-вот, и надо идти в Иерусалим на смерть. Петр предлагает никуда не идти, но насладиться совершенным покоем.

В данном поступке мы видим так же «похвальную забывчивость» Петра, который не подумал о себе, но хотел почтить святых пророков и Христа, построив им кущи. С другой стороны, желание продлить это общение, показывает их непонимание сути вещей и значения происходящего на горе преображения.

Зачем Моисею и Илии были нужны кущи, ведь они принадлежали к более блаженному миру, где нет зноя, жажды, где не алчут, не плачут и не испытывают тягот жизни. Зачем Христу кущи? Если перед восхождением на гору за 8 дней до этого, Он предсказал о Своих планах, о Своих страданиях, и повелел Своим ученикам готовиться к ним. Потому не может быть и речи о том, чтобы прохлаждаться в куще.

Как отмечает Мэтью Генри в своем комментарии на Евангелие от Матфея (1), Петр, своим поступком, показывает, что он либо запамятовал, либо желал построить скинию на горе славы, тем самым воспрепятствовав Иисусу идти путем скорби. Тем самым он как бы продолжает говорить в сущности то, что говорил раньше: «будь милостив к Себе Господи». Но ведь Христос совсем недавно отчитал его за это.

Возможно действия Петра были продиктованы знанием ветхозаветных событий. Как Моисей построил кущи в пустыне для славы Божьей («Шекины»), так и он, по аналогии, решил сделать то же самое, почтив Христа и пророков.

Матф.17:4 «…хорошо нам здесь быть;»

Неуклюжее высказывание Петра о том, что в этом месте желанно, хорошо и приятно, больше передает описание ощущений Петра, чем понимание Божественного явления. Он чувствовал себя как во время хорошей прогулки в парке. И в то время как Бог желает показать кем на самом деле является Христос, Петр, высказываясь от лица всех учеников, неуклюже сосредоточен на своих переживаниях. Это, неволей, наводит меня на мысль, что этот будущий «камень на котором Христом создаст Свою церковь», на данный момент еще таковым не являлся, но был еще увлечен своими планами и эгоистичными желаниями, а не планами Христа и Божьей волей.

Матф.17:4 «… если хочешь, сделаем здесь три кущи…»

В данном предложении Петра, все же трудно понять, о чем на самом деле идет речь, и что он на самом деле имеет в виду. Каково значение кущей? Кущи в еврейской традиции отображали палатки, как в праздник кущей. Израильский народ, во время семи дневного праздника, в память о исходе из Египта, по повелению Божьему, строил шалаши из веток и соломы. Тем самым иудеи времен Петра, вспоминали о странствовании израильского народа по пустыне и то, как Господь Бог на протяжении сорока лет милосердно сохранял его и заботился о нём (Лев.23:42-43). Шалаши были символом временного обитания их праотцов в пустыне.

Джон Мак-Артур в своем комментарии (2) на данное событие говорит следующее. Хронологи Нового Завета определили, что преображение произошло в еврейском месяце Тишри (октябрь), за шесть месяцев до Пасхи, и, следовательно, за шесть месяцев до распятия Иисуса. Это говорит нам о том, что именно в этом месяце праздновали праздник кущей и, возможно, что именно в это время, в Иерусалиме праздновали этот праздник. Поэтому когда Иисус с Моисеем и Илией говорили об «исходе», Петр мог подумать о том, что уместно праздновать этот праздник в таком священном месте не только в присутствии самого Моисея, но и в присутствии большего освободителя, о котором возвещал Моисей и предвестником которого был Илия.

Тем не менее, само предложение Петра было неразумным по другой причине.

Матф.17:4 «…Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии»

Причина неразумности Петра заключалась в том, что, несмотря на то, что он вместе с другими двумя учениками, Иоанном и Иаковом, видели Христа во славе как Бога, эту идею преображения и то, что Господь Бог хотел сказать данным явлением они тогда так и не поняли. Именно поэтому, они приравняли Христа к Моисею и Илии, желая поставить на горе кущи для троих как равных мужей Божьих. Предложение Петра осталось без ответа, точнее Бог фокусирует его внимание на самом главном, что Господь хотел сказать на этой горе преображения. Реакцией Божьей на данные слова Петра, мгновенно последовали следующие события:

Матф.17:5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

Матф.17:5«…облако светлое осенило их»

Что это было за облако? Схождение облака было видимым знаком присутствия Бога на данном месте. Мы находим множество ссылок в Ветхом Завете которые подтверждают данный факт:

  • Быт.33:9 облако как образ Божьего присутствия стояло на входе в скинию

  • Исх. 40:34 При своем освящении облако славы, говорящее о том, что Бог здесь, наполнило храм

  • Исх.13:21-22 Облако как видимый знак того. что Господь сопровождает Свой народ
  • Исх.19:9 — В облаке Бог спустился на гору Синай

  • Исх. 24615; Исх.34:5; Числ.11:25 — в облаке Бог являлся Моисею

  • Бог присутствовал в виде облака в Скинии. А позже в храме, где Христос являлся в Своей славе

  • Исх.19:16 Во дни закона Бог являлся в виде плотного (густого) облака

  • 3Цар.8:10-12 Мы видим что Бог являл Себя в темном облаке (во мгле)

Но то тут мы видим, что Бог желает нам показать Себя «в светлом облаке». В данном отрывке мы приступаем не к горе покрытой мраком, а к горе осененной светлым облаком. Первое облако Божьего присутствия было полно мрака, ужаса и рабства, второе облако которое здесь описано это облако наполнено — света, мира и свободы… В описании данного явления, мы видим что данное проявление окутало учеников, в то время как в ветхозаветном описании облака, оно больше затмевало людей.

Облако уменьшило силу яркого света святости Божьей, который мог повредить ученикам, будучи не выносимым для их глаз. Сошедшее облако так же играло своего рода роль покрывала. Подобно Моисею, который ложил на свое лицо покрывало, когда оно сияло. Бог являет Себя людям в облаке учитывая их немощь.

Матф.17:5 и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

Подобные слова, сказанные Богом, мы находим так же ранее в Евангелии от Матфея, при крещении Иисуса (Матф.3:17):

«И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Данная фраза в 3 главе Матфея говорит о том, что Иисус Христос есть Сын Бога и Бог благоволит к Нему и к тому что Он делает. В Матфея 17 главе мы находим то же выражение голоса Божьего, только с существенным дополнением «Его слушайте». Что данными словами и действиями хотел сказать Бог Петру, Иоанну и Иакову? Данные слова значат следующее:

  1. «Сын мой» — по сути, Бог объявил ученикам о том, что Он и Иисус Христос имеют ту же природу и сущность, что и Он

  2. «Моисей и Илия являются Моими великими пророками, которых я поставил возвещать Мое слово, и которое Я хотел, чтобы вы исполняли в послушании. Но несмотря на это, сейчас Я хочу, чтобы вы слушали только Моего Сына Иисуса Христа и следовали за Ним, в этом Моя воля для вас».

  3. Несмотря на то, что вам непонятно, что делает Христос и вам непонятно, зачем Ему умирать, следуйте за Ним, а не за своими желаниями, слушайте Иисуса, а не свои сердца.

  4. Слушайте только Мной возлюбленного Христа, этого вполне достаточно. Вся власть и авторитет переданы Мной Христу – чтобы иметь Ему (а не Моисею и Илие) во всем первенство.

  5. «Его слушайте» — по сути Бог говорит: «Если Сын Мой говорит вам, что Он должен идти в Иерусалим, чтобы пострадать и умереть и воскреснуть — верьте Ему!!!!»

Таким образом, несмотря на то, что Моисей и Илия были великими пророками и святыми, но только во Христе Бог примирил с Собою мир. Посредничество Христа было намного более превосходным, чем посредничество Моисея и Илии. Бог говорит дважды об одном – это было подтверждение сказанного. Христос Иисус – лучший и более превосходнейший пророк, который призван совершить великое спасение, для Своего избранного народа. Он и есть тот, кто совершает великий «исход» для души человеческой от рабства и проклятия греха. Он и есть та манна сошедшая с небес, Он и есть тот источник воды живой, которой так жаждал Израиль. Иисус и есть тот великий пророк, лучшее подобие Моисея, который должен прийти по обетованию всех пророков. Его мы призваны теперь слушать и за Ним следовать. Христос и есть осуществление всего Писания. Как раньше во времена Моисея идентичность Израиля заключалась в послушании закону Божьему, так теперь идентичность дитя Божьего заключается в послушании Христу и вере в Него. Именно к этому Господь Бог на горе преображения призывал Петра, Иоанна и Иакова.

Появление Моисея и Илии отображали закон, закон указывает на путь спасения. Путь спасения указывал на Христа и Его «исход», в котором было явлено Божье проклятие за грехи всего человечества. Это и олицетворял закон, который ни один человек не смог исполнить во всей полноте.

Матф.17:6-7И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

Когда ученики услышали Божественный голос, они упали на свое лицо полностью испуганные. Очень часто богоявление для людей сопровождалось падением на колени в ужасе. Примеры данного проявления мы можем находить в Иез.1:28-2:1; Иез.44:4; Дан.8:17;Иоан.18:6;

Ужас или сильный страх который испытали ученики, может иметь двойное значение. Он обозначает не только страх, но и их поклонение. Если сравнивать с Быт.17:3; Иез.3:23; в этих отрывках мы видим описание того, как люди были наполнены благоговением перед Богом.

Интересно отметить, что каждое из Евангелий, уделяет страху учеников разное место:

Марк.9:6 – страх как причина неудобного предложения Петра

Луки.9:24 – когда ученики вошли в облако, тогда устрашились,

Матфея.17:6 – описание как часть их поклонения Иисуса.

Матф. 17:7«вставайте не бойтесь»…

только здесь и в Матф.28:10 Иисус подходит к Своим ученикам и в обоих случаях, первым делом, успокаивает их от страха (Мф.14627; Мр.16:6; Деян.23:11)

Однако суть данного явления, которое имело выражение в облаке и в Божественном голосе, – сфокусировать внимание учеников на Христе. Окончание 7-го стиха является тому подтверждением.

Матф.17:8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

Данное выражение, деепричастие в греческом языке, показывает успокаивающий эффект слов и прикосновения Иисуса.

Итог этого знамения, являет нам богоявление Иисуса, в котором Его Божественность выражается и заявляет о Себе. Тем самым, делая Себя явным для своих учеников в том, кто Он есть на самом деле, по Своей сущности и природе.

Так же данный стих, это и есть кульминация всего события. Видение исчезло во мгновение ока и то, перед кем остались преклоненными ученики, был прославленный Господь Бог — Иисус Христос. Именно Он является центром всей истории и данного события. Это событие задает тон всему отрывку, и в отличии от других Евангелий, мы можем лицезреть Иисуса как центральную фигуру. Как и взгляд Его учеников, наш взгляд устремлен к Нему. Таким образом, Бог желает показать, что производная успеха нашего служения, будет полностью связана со степенью, в которой все мы будут сконцентрированы и сосредоточены на Иисусе.

Спустя много лет Петр в своем втором послании отобразил как эту истину, так и данное событие, которое навсегда запечатлелось в его памяти:

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.(2 Петр.1:16-18)

Подводя итог событию на горе преображения, Петр хочет донести своим читателям очень важную истину. О том, что преображение Господне – это, с одной стороны, взгляд в будущую славу Иисуса Христа, которая принадлежит Ему по праву как Богу. С другой стороны, преображение — это предвестник страстных событий, которые предначертаны Иисусу. В данном событии явлены две стороны природы Христа, Его божественная и человеческая. Он Бог и Он же и человек и эти два аспекта не могут быть отделены друг от друга. Таким образом, невозможно понять преображение Господнее без креста и пустого гроба. Истинное значение того, Кто такой Иисус Христос, нами может быть понято только в свете Голгофского креста и воскресения Господнего.

Именно по этой причине, Иисус запрещает рассказывать кому либо о том, что они видели на горе преображения. До тех пор, пока «Сын человеческий не воскреснет из мертвых»

Матф. 17:9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Но настоящий замысел Бога осуществляется в том, чтобы Христу в этот мир явиться не как победителю, но как слуге, который пришел понести на себе «грехи многих».

Если бы народ узнал о том, что произошло на горе, вероятнее всего они пожелали бы сделать Иисуса Христа своим царем освободителем. Чтобы таким образом, получить себе освобождение и осуществить свои мирские эгоистические ожидания.

Божья слава отличается от той славы, которая есть в этом мире. Мирская слава и стремление выгоды человеческого сердца заключается в том, чтобы самому человеку было хорошо, подобно тому, как Петр говорил об этом на горе преображения — «нам тут хорошо». Божья же слава и величие, заключается в кротости и смирении которую явил Христос, оставаясь послушным Господу Богу до последнего своего вздоха

Кем является Христос для нас?

Кого мы слушаем?

Где мы находим мир и что есть «хорошо» для нашей души на самом деле?

Ответы на эти вопросы, будут влиять на то кто для нас является спасителем. Мы сами? Или же свое упование и веру мы полагаем в Спасителе наших душ Иисусе Христе (2Петр.1:1).

Именно это понимание данной истины и послушание Ему, по мнению самого Бога и очевидца апостола Петра, видевшего преображение Господне, приумножит в нас «благодать и мир», которые так отчаянно жаждет каждая душа человеческая.

благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Метью Генри, «Толкование на книги Нового Завета»; Том 1; Евангелие от Матфея, стр.282.
  2. Джон Мак-Артур «Толкование книг Нового Завета», книга Матфея 16-23 гл.; стр. 85.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *