О Царстве Божьем и Жизни Вечной в Евангелиях

Примечание Администрации: Эту работу Игорь писал в рамках своего обучения в семинарии УБС. Однако он, будучи также и студентом нашей семинарии ЕРСУ, предоставил ее нам для публикации.

Введение

Единство и многообразие Нового Завета

 

Царство Божье – центральная тема синоптических евангелий,

Жизнь Вечная – главная тема  Евангелия от Иоанна.

Евангелие от Иоанна отличается  от синоптических евангелий.

Цель данной курсовой работы, которую мы назвали:

«О Царстве Божьем и Жизни Вечной в Евангелиях»

показать, что, несмотря на видимые отличия выбранных нами двух главных

тем Нового Завета, между ними существует органическое единство.

Наша работа будет состоять из трёх частей.

В первой мы расскажем, что подразумевали евангелисты Матфей, Марк и Лука,

когда говорили о Царстве Божьем.

Во второй части, мы будем говорить о Вечной Жизни в понимании евангелиста Иоанна. Третья часть – это синтез двух первых частей,

 где мы опишем различие и единство двух главных тем Нового Завета.

В заключении мы подытожим наши размышления и убедимся, что

изучение главных тем новозаветной мысли открывает

основные интересы Христа и апостолов касательно христианской жизни и учения

и помогает увидеть органическое единство Нового Завета,

несмотря на некоторую степень многообразия его частей.

«Царство Божье» и «Жизнь Вечная» это реальность,

 которая  существует уже в настоящем, но в полноте она утвердится  в будущем.

Поэтому выбранную нами тему мы будем рассматривать

в свете развития эсхатологии Нового Завета.

Понимая ограниченность нашего знания,

мы  попытаемся  заглянуть в будущее,

опираясь на учение Иисуса Христа — Апостолов

и опыт богословов последнего времени.

 

I.  О  Царстве Божьем в синоптических Евангелиях

А. О Царстве Божьем  1

 

Бог является Царём всей Вселенной. Бог – Великий Божественный Император (Мтф. 6:9-13).

«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» Пс. 102:19.

Небеса – место Божьей Славы, где в полноте осуществляется Его правление.

Богу угодно было превратить Землю в Своё Царство (Мтф.6:10). В Ветхом Завете мы находим множество примеров, подтверждающих главную тему Библии, что Бог есть Царь, который созидает Своё Царство через людей. Бог осуществляет Своё правление на Земле через людей. Потомки Адама: Ной, Авраам, Моисей и другие мужи веры были представителями Бога на Земле, исполняющие волю Небесного Царя. А в таких событиях, как исход или вавилонское рабство, мы видим прямое вмешательство Бога в ход истории.

Первая книга Царств (8гл.) повествует о переломном моменте в жизни Царства, когда народ израильский отказался от прямого правления Бога и потребовал царя-человека.

Само по себе это было не плохое желание, оно совпадало с волей Божьей. Бог обещал, что устроит Царство во главе с Давидом и его потомками (2Цар.7:11 и ниже). Грех народа состоял в том, что они просили царя, как у других народов, для угождения своих желаний.

Правление Бога не ограничивается временем Ветхого Завета.

«Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды» Пс. 144:13.

Пророк Даниил говорил о будущем правлении Бога:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» Дан. 7:13-14.

Новый Завет есть исполнение Ветхого Завета. Приход Иисуса Христа — Сына Божьего открыл новую страницу в истории Царства  –  его завершающие этапы (Мк.1:14-15).

Царство Божье и мессианское служение Иисуса — главные темы в синоптических евангелиях  Матфея, Марка и Луки.

 

Б.  О Царстве Божьем в синоптических Евангелиях

 

  1. 1.      Ветхий Завет о Царстве Божьем

     Ветхозаветные пророки ждали дня Господня и пришествия Господа, Который очистит мир от зла и греха и установит совершенное Божье Царство на земле. Этот день пришествия Мессии – день Божьего суда (Амос 5:18) и торжества правды, разделяет  временную прямую искупления на две части: этот век и век грядущий:

                                                                 Мессия

  1. 2.      Иисус Христос о Царстве Божьем.

Иисус Христос, обещанный Богом Мессия Израиля, словом и делом учил о мессианском царстве.  Наступление Царства Божьего – центральная тема проповеди Иисуса (Мф. 4:17, 6:10; Марк. 1:14-15; Лук. 19:12).  Христос проповедовал Евангелие Царства Божьего (Мф. 4:23).

В притчах Он раскрывает природу Царства (Лук.15; Мтф.22:1; 25; Лук. 10:13, Мрк. 8:38).

Иисус называет Себя Сыном Человеческим и исправляет неверное представление иудеев о Мессии и последних днях. Иудеи ждали Мессию-Царя – освободителя, а Иисус, говорит о страдающем Сыне Человеческом (Мрк.8:31, 10:45).  Они ждали дня Господнего, дня возмездия, дня суда и избавления от ига римской империи, а Иисус говорит о продолжительном отрезке времени — последних днях:

В синоптических евангелиях сохраняется горизонтальный дуализм, присущий ветхозаветным пророкам, однако учение Иисуса Христа о Себе, как о Сыне Человеческом даёт более ясное представление о «последних днях».

Мы видим три этапа в становлении Царства Божьего: явление, расширение и полнота 2.

В свой первый приход Иисус Христос явил (установил) Царство Божье на Земле.

В период между первым и вторым пришествием Христа Царство Божье растет и расширяется. Полнота Царства наступит со вторым пришествием Христа.

В этом царстве Иисус Христос является прямым правителем над людьми.

II.  О Жизни Вечной в Евангелии от Иоанна

А. О жизни вечной

Жизнь – дар Божий, исходит от Бога – Бог даятель жизни.

Вечность – связана с творением и  временем, бесконечное время.

Жизнь вечная – мечта человеческая, осуществимая в Иисусе Христе, это жизнь в Царстве Божьем с Христом.

Основное значение слова «жизнь» в Ветхом Завете  это полнота земного существования, жизнь в общении с Богом, которая ведёт к телесному воскресению и жизни в Грядущем Веке (Ис. 26:19). Выражение «жизнь вечная» (Дан.12:2) обозначает жизнь будущего века после воскресения из мёртвых.   В синоптических евангелиях говорится о вечной жизни, как и в иудаизме: это жизнь Царства Божьего (Мк. 10:23), которая будет унаследована в Грядущем Веке (Мк. 10:30; Мтф. 25:46) – это всегда эсхатологическая жизнь (Лк. 10:25).

 

Б. О Жизни Вечной в Евангелии от Иоанна

  1. 1.      Вечная жизнь – центральная тема Евангелия Иоанна.

Иоанн пишет своё послание для того, чтобы читатели могли узнать о пути к вечной жизни посредством веры в Иисуса как Мессию (Ин.20:31). Иисус Христос есть Бог и воплощение вечного Слова (Ин. 1:14) пришёл в мир, чтобы люди могли насладиться вечной жизнью (Ин. 10:10). Иоанн делает акцент на жизни вечной, как на текущем опыте (Ин. 3:36).

  1. 2.      Вертикальный дуализм Иоанна

Дуализм Евангелия от Иоанна явно отличается от дуализма синоптических евангелий.

 В синоптических евангелиях дуализм, прежде всего, горизонтален: это

противопоставление двух веков, этого века и Века Грядущего. У Иоанна дуализм вертикальный, противопоставляются два мира: верхний и нижний (Ин.8:23; 3:13;6:33,38,41,50-51,58,62; 20:17).  Нам представляется, что именно этот факт, явился решающим для Герхарда Воса 1, когда он разрабатывал известную в богословии схему эсхатологии Нового Завета:

  1. 3.      Иисус есть Христос и Сын Божий 

Иисус – Сын Божий, потому что Он – Бог и обладает божественной природой (Ин.1:14).

Иисус  —  Христос и Сын Божий сошёл с небес от Отца (Ин. 8:23). Иисус есть Мессия и Сын Божий — это главная христологическая идея Иоанна.   Вечная жизнь, зависит от правильного понимания того, кто есть Христос и наших отношений с Ним (Ин. 5:19-47). Иисус есть жизнь (Ин.11:25) и может даровать её всем, кому пожелает даровать Отец (Ин.17:2). Иисус даёт людям не только вечную жизнь, но и саму личность Бога (Ин. 1:18).

Дар вечной жизни передаётся через Его смерть и воскресение (Ин.12:24). Воскресение Христа – залог воскресения всех верующих в Него.

  1. 4.      Характер Жизни Вечной — «Уже, но ещё не совсем»

Схема Г. Воса, приведенная выше, хорошо иллюстрирует богословское учение о последнем времени, известное как: «Уже, но ещё не совсем». На этой схеме видно, что

Церковь живёт в период между воскресением и парусией — вторым пришествием  Христа, когда грядущий и этот век накладываются друг на друга. Существует напряжение в  настоящем времени: «Старый век продолжается, но в нем уже действуют силы нового века» 2.  Верующие в Иисуса уже имеют Жизнь Вечную, но ещё не в полноте, которая придёт со Христом.

а) Иметь Жизнь Вечную — знать Бога 3

Вечная жизнь начинается уже сейчас (Ин.3:36а). Вечная жизнь – это знание Бога.

Иметь жизнь вечную – верить Богу и знать Бога. Это не просто интеллектуальное знание – это близость, это близкие взаимоотношения с Богом. Иисус Христос явил Бога.

Субъективное (личное) познание Христа – познание Бога – это и есть Вечная Жизнь.

Вечная Жизнь начинается сейчас (Ин. 10:10) – это достояние детей Божьих.

б) Жизнь Вечная, как эсхатологическое спасение.

Тот, кто получил Жизнь Вечную, уже никогда не умрёт (Ин. 11:25-26), но воскреснет

(Ин. 6:40,54).   Жизнь Вечную, как эсхатологическое благословение, мы находим у Иоанна в стихах: Ин. 3:3,16; 5:29,39; 12:25. Вечная жизнь в будущем предполагает телесное воскресение человека. Господь восстановит Своё творение и утвердит Царство Божье на Земле.

III. О Царстве Божьем  и Жизни Вечной в Евангелиях

В чём сходство и различие богословия синоптических евангелий и Евангелия от Иоанна. Предлагает ли Иоанн принципиально иное богословие, или же, по сути, оно то же?

A. Описать различие частей Нового Завета

1. Отличия  между Евангелием от Иоанна и синоптическими евангелиями

а.  Темы

     Царство Божье, центральная тема синоптических евангелий – Жизнь Вечная, главная тема Евангелия от Иоанна.

б. Акценты

    Вечная жизнь в Царстве Божьем упоминается в синоптических евангелиях всегда как будущее эсхатологическое благословение (Мк.9:43,45; Мф.7:14; 25:46), в то время как у Иоанна основной акцент ставится на вечной жизни как благословении, уже сбывшемся в настоящем времени (Ин.3:36).

в. Строение

Дуализм  Евангелия от Иоанна явно отличается от дуализма синоптических евангелий. В синоптических евангелиях дуализм прежде всего горизонтален: это противопоставление двух веков, этого века и Века Грядущего (Мк.10:15; Мтф. 7:21).   У Иоанна дуализм вертикальный, противопоставляются два мира: верхний и нижний (Ин.8:23; 3:13; 6:33,38,41,50-51,58,62;  20:17).

2. Отличие понятий Царство Божье и Жизнь Вечная 1

а) Царство Божье – это взгляд на план Божий.

Вечная Жизнь – человеческий взгляд.

б) Царство Божье говорит о правлении Бога.

Вечная Жизнь о взаимоотношении с Богом.

Царство Божье это более широкая концепция власти и правления. Вечная Жизнь – личная жизнь, взаимоотношения с Богом. Царство Божье – скелет, Вечная Жизнь – мускулы. Царство Божье – общая концепция, Вечная Жизнь заполняет эту концепцию. Эти концепции невозможно отделить друг от друга.

О Вечной Жизни говорится в Ветхом Завете, как о жизни в грядущем Царстве Божьем.

Иисус Христос Нового Завета приносит эту Жизнь верующим в Него.

Б.  Показать единство Нового Завета

1. Единство  между Евангелием от Иоанна и синоптическими евангелиями

Синоптические евангелия сосредоточены на грядущем Царстве, евангелие Иоанна делает акцент на Жизни Вечной, которая приходит к верующему в Иисуса Христа в настоящем веке. Вместе они выстраивают общее библейское богословие, в котором мы видим работу Бога и осуществление Его предвечного плана, который исполняется в Иисусе Христе. Благодаря разным взглядам на картину последнего времени, существу-ющим у евангелистов, становится более понятным Божий замысел и Его реализация.

«У Иоанна акценты расставлены не так, как в синоптических евангелиях, но богословие по сути то же. В синоптических евангелиях провозглашается спасение в эсхатологическом Царстве Божьем, которое вошло в историю в лице Иисуса и через Его миссию.

Иоанн провозглашает текущее спасение в лице и через миссию Иисуса, что приведет к эсхатологическому свершению» 2.

         2.   Отрывки из евангелий объединяющие темы Царство Божье и Жизнь Вечная

а) Царство Божье и Жизнь Вечная, как эсхатологическое спасение

В синоптических евангелиях есть эпизод из жизни Иисуса Христа, который есть у Матфея, Марка и Луки. Это следующие отрывки:

Мтф.19:16-26-30 (Мрк. 10:17-26-30; Лук.18:18-26-30

В них говорится о богатом и благочестивом юноше, который желал иметь жизнь вечную. В ответ на вопрос молодого человека о том, как унаследовать жизнь вечную, Иисус говорит о вхождении в Царство и принятии жизни вечной, как о синонимических понятиях.  Жизнь Вечная начинается, когда мы входим в Царство Божье.

Мы видим, что здесь Царство Божье и Жизнь Вечная фигурируют, как эсхатологические понятия, которые исполнятся в будущем.

б) Царство Божье и Жизнь Вечная, как уже существующее настоящее

                                                     Ин.3:3,5,16

   В ночном разговоре с Никодимом Иисус открывает тайну рождения в Жизнь Вечную.

Эта беседа описана в третьей главе евангелия от Иоанна. Из неё мы узнаём следующие истины:

— Чтобы войти в Царство Божье необходимо родиться свыше (Ин. 3:3,5);

            —  Возрождённый уже имеет Жизнь в себе – он живёт в Духе (Ин. 3:8,36; 4:14,23);

            —  Жизнь Вечную можно получить, только веруя в Иисуса Христа (Ин. 3:15,16).

  Иисус говорит с Никодимом на языке иудейской апокалиптики, понятном ему.

Он говорит о Царстве Божьем и как войти в него. Но потом переходит на новый язык и говорит о рождении свыше, о жизни вечной и спасении  через веру в Сына Божьего. Никодим – фарисей, начальник иудейский в недоумении: «как это может быть?» (Ин. 3:9).  Иисус обращается к ветхозаветной истории и говорит о том как Моисей вознёс змея в пустыне. Называя себя Сыном Человеческим, Он проводит параллель и произносит самую превосходную истину, какую желали слышать пророки:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,

дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» Ин. 3:16

Это Свет в ночи – богословие Неба.

Жизнь явилась, Царство Божье приблизилось. Слава Иисусу Христу!

 

в) Синтез – единство во Христе, реализовано на Кресте

                                                                   Ин. 3 – 4 гл.

Евангелие от Иоанна — 3 и 4 глава  –  здесь впервые вертикаль пересекается с горизонталью (Ин. 3:14), когда дуализм синоптических евангелий встречается с дуализмом  Евангелия Иоанна и приходит полнота понимания жизни.

       


В Иисусе Христе, соединяется жизнь настоящего и Грядущего Века и приходит осознание, что есть Царство Божье. Это Царство Господа Иисуса Христа.

Чтобы войти в Царство Божье необходимо принять власть Царя – Иисуса.

Войти в Царство Божье, значит обрести Жизнь Вечную. Эта Жизнь (Жизнь Христа) приходит в вашу жизнь. Чтобы войти в Царство Божье надо родиться свыше (Ин.3:3).

Это возрождение от Духа. Вечная жизнь – дар Божьего Духа. Царство Божье и Жизнь Вечная соединяются в вас. Для возрождённого человека это синонимы, описывающие его жизнь вне и во времени (1Ин. 1:1-4).  Это удивительное состояние, когда ты живёшь в этом мире и одновременно понимаешь, что ты гражданин Царства Небесного.

Прекрасно быть представителем Бога на земле и быть частью этого Царства (Лук.17:21).

Господь Иисус Христос Своею смертью на кресте сделал это чудо доступным для нас.

Жизнь Христа после Его славного воскресения силою Духа Святого стала жизнью с избытком для верующих. Иисус сделал возможным поклонение детей Божьих в Духе и Истине на всяком месте (Ин.4:24). Иисус пришёл в мир и установил новый порядок.

Он открыл новую эру в истории Царства Божьего на земле. Царство Божье явилось, оно растёт и утвердится в полноте с приходом Царя – Господа Иисуса Христа.

Гряди Господи!

 

Заключение

Царство Божье и Жизнь Вечная —

 обетования Божьи, исполнившиеся в Иисусе Христе.

  Царство Божье и Жизнь Вечная, для верующего человека, это исполнение заветного обетования Божьего. По сути это одно и тоже — это то, что приходит от Бога, это дар Божий.  Это то, что приходит с верой. Это то, что приходит с верой в Сына Божьего Иисуса Христа – Мессию – Грядущего Царя. Это то, что осуществляется в Нём и через Него силою Духа Его, живущего в нас, Духа Святого.

В категориях вечности это Царство Божье, которому не будет конца и Жизнь Вечная со Христом. В категориях настоящего – это то, чем уже обладают верующие: Царство Божье, которое внутрь нас уже есть и Жизнь Вечная, которой мы обладаем. Жизнь Вечная, которую мы получили верою в Сына Божьего, Иисуса Христа, как нашего Господа и Спасителя. Это полнота обетования Божьего, исполнившаяся в Иисусе Христе.

Евангелист Матфей писал для евреев и использовал понятный им язык Ветхого Завета.

Его цель была показать, что отвергнутый Иудеями Иисус и есть Тот долгожданный Мессия, предсказанный пророками, обещанный Израилю Царь, Сын Давида и Сын Авраама, Господь, Который несёт спасение.  Матфей является «мостом» между Ветхим и Новым Заветами.  Царство Божье – технический термин, который он использовал, когда говорил о Грядущем  Царстве Мессии. Евангелист Марк и Лука пишут для обращённых язычников и далее раскрывают личность и труд Христа. Иисус  — страдающий Слуга Господний и Спаситель многих, Великий Труженик и Совершитель чудесных дел.

Лука раскрывает человечность Христа. Иисус Христос – Богочеловек, Сын человеческий, отверженный Израилем и предложенный всем людям как Спаситель мира.

В отличие от синоптических  Евангелий, Евангелие от Иоанна  является наиболее богословским Евангелием и передаёт глубочайшие Божьи истины.

Иоанн пишет для всех людей. Его цель показать, что Иисус Христос есть Бог, единосущный Богу Отцу, и Он же личный Спаситель каждого верующего в Него человека. Жизнь Вечная – это технический термин, который употребляет Иоанн, когда говорит о Жизни, которую мы получаем через веру в Сына Божьего — Иисуса Христа.

Оба термина указывают на одно и то же.  Это то, что находит своё воплощение в Иисусе Христе и через Него. Спасение во Христе для верующих в Евангелие – вот, что объединяет синоптические евангелия и евангелие от Иоанна и соответствующие две их ключевые темы. Жизнь по вере, жизнь в Духе Святом, жизнь в Царстве Божьем – Царстве Господа Иисуса Христа, которое есть, грядёт и пребудет вечно. Слава Иисусу Христу!

 

Примечания

 

I.  О  Царстве Божьем в синоптических Евангелиях

 

1   Ричард Пратт. Курс лекций прочитанных в Украинской библейской семинарии.

Герменевтика. Урок 2. Царство Божие.

Ричард Пратт. Развитие библейского богословия. Библейское богословие Нового Завета. Урок третий. Часть II.  Эсхатология Нового Завета (Методический материал, стр.4)

 

II.  О Жизни Вечной в Евангелии от Иоанна

 

1 Джордж Элдон Лэдд. Богословие Нового Завета.: Пер. с англ. – СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. – 800 с, стр. 83.

2 Там, же, стр. 83.

3  Д-р Ганс Ф. Байер, профессор кафедры Нового Завета Богословской семинарии «Ковенант» Сэнт-Луис, США. «Богословие Нового Завета», Конспект лекций, прочитанных в УБС 17.03 – 21.03.2008, г. Киев,  рукопись, стр.108.

 

III. О Царстве Божьем  и Жизни Вечной в Евангелиях

 

1 Д-р Ганс Ф. Байер, профессор кафедры Нового Завета Богословской семинарии «Ковенант» Сэнт-Луис, США. «Богословие Нового Завета», Конспект лекций, прочитанных в УБС 17.03 – 21.03.2008, г. Киев,  рукопись, стр.110.

2 Джордж Элдон Лэдд. Богословие Нового Завета.: Пер. с англ. – СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. – 800 с, стр. 298.

О Царстве Божьем и Жизни Вечной в Евангелиях: Один комментарий

  1. Но не только в сердцах великих святых открывается Царствие Божие уже при жизни их. И в сердцах рядовых христиан, идущих за Христом и возлюбивших Его, Царство Божие начинается уже теперь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *