И ходил Енох пред Богом

Хождение с Богом.

 

1. Библия – повествование о людях, ходивших пред Богом.

2. Енох – один среди многих.

3. Енох – победитель мира.

4. Енох и Воскресение из мертвых.

1. «Ходить пред Богом» – не самое широко используемое в обыденной речи словосочетание. Но мы едва ли сможем обойтись без него, рассуждая серьезно о христианстве. Действительно, если в основании христианской веры лежит необходимость познания Бога и Его путей, то свидетельством такой веры для мира является хождение пред Богом тех, кто Его познал. В Св. Писании можем прочитать следующее: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8). Эти слова древнего пророка звучат как заповедь, уклониться от соблюдения которой Господь нам права не дал. С самых первых строк Библии эта заповедь появляется и звучит призывом для человечества – с самых первых строк Слова Божия нам открывается жизнеописание людей, о которых весьма ёмко говорится: они ходили пред Богом. А также и других людей, которые ходили иными путями. Конечно, в определенном смысле пред Богом (или «под Богом» – так, пожалуй, более верно) ходят все люди без исключения. Ап. Павел в Послании к Римлянам благовествует о том, что люди, «познав Бога, не прославили Его, как Бога» (Рим.1:21) – уклонились от заповеданного пути Истины. И, как вывод, – «неизвинителен ты, всякий человек» (Рим.2:1). Праведный Судия «воздаст каждому по делам его» (Рим.2:6), ибо «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр.4:13).

Всеведение и величие Божье становятся явными для нас, когда мы вновь обращаемся к самому началу Библии. Книга Бытия, точнее, один из первых ее композиционных разделов, начинается словами: «Вот родословие Адама» (Быт.5:1). Что нам известно об Адаме? Он был самым совершенным из всех Божьих созданий. Тем не менее, он восстал против своего Творца, ослушался, поддался обольщению, согрешил, навлек Божье проклятие на себя, свою семью, на весь человеческий род – и был изгнан за пределы рая. Но Бог не оставлял вне Своего внимания ни самого Адама, и ни одного из всех тех, кто был его потомком. Это нам хорошо видно, когда мы читаем его родословие. Можно даже сделать такой вывод, что именно в этом и состоит значение родословия в Писании – показать нам, что Бог пребывает со Своими людьми, несмотря на их бунт и непокорность. Хотя для многих людей при чтении библейских родословий часто возникает непреодолимое искушение перелистать скучное и длинное перечисление труднопроизносимых малознакомых имен. Наверняка, могут они заметить, даже некоторые надгробные эпитафии выглядят более увлекательно! Однако не всё в родословии Адама будет напоминать нам обыкновенное кладбище, где мы, словно проходя сквозь однообразные ряды множества гробниц, читаем одну за другой скупые сводки о находящихся там, внутри их, в состоянии вечного покоя. Посреди многократных повторяющихся «титров» («…родил он сынов и дочерей…», «…и он умер») мы обнаружим одного единственного, который не познал, что значит умереть и обратиться в прах. Енох, сын Иареда, «ходил пред Богом» (Быт.5:22, 24) – и об этом в родословии Адама повторяется дважды – и он «не видел смерти» (Евр.11:5). Если и здесь выразиться образно, его «могила» пуста! К этому факту необходимо будет вернуться несколько позднее.

 

2. Хождение пред Богом Еноха может очень многому научить современных верующих. Нужно заметить, что Слово Божье не рассказывает нам о его трудах, деяниях, размышлениях, борениях, страданиях, скорбях и т. п., – но ограничивается лишь двумя совершенно идентичными свидетельствами о его праведном хождении. Не будет ли это означать, что в жизни Еноха не было ни достойных поступков, ни страданий, ни скорбей? Или, может быть, для Бога всё это не представляет значимости? Нет, по всей видимости, божественный Автор – Святой Дух – старается указать нам на другие обстоятельства. Давайте посмотрим, как многочисленно потомство Адама! Поистине, может перехватить дух от осознания того, какой долгой была земная жизнь каждого из них – почти тысячу лет! Каждый из них мог иметь по нескольку сотен прямых потомков, родных сыновей и дочерей. Каждый из них всю свою долгую жизнь, конечно же, занимался своей ежедневной работой, воспитывал детей, внуков, правнуков и т. д. Все они имели «скорби по плоти» – болели и выздоравливали, утомлялись от трудов и отдыхали, ссорились и мирились, ошибались и исправляли ошибки. Наконец, они достигали успехов, преодолевали препятствия на своих жизненных путях – и наполняли всю землю. Но Библия об этом молчит. Наверняка известно, что среди потомков Адама были те, которые «начали призывать имя Господа» (Быт.4:26). Но Библия молчит даже о них – не называет их по именам. Бог, одним словом, никак не отметил их хождение перед Его лицом… Об этом же вспоминает Иисус Христос, желая предостеречь Своих учеников и будущих последователей от пассивности и потребительского отношения к своей вере: «И как было во дни Ноя… ели, пили, женились, выходили замуж…» (Лк.17:26-27). Именно так и протекает в наши дни жизнь подавляющего большинства христиан. Именно в том, чтобы «с Божьей помощью», как говорится, создать свой собственный очаг благополучия с элементами духовности, состоит глобальная цель их жизнепровождения. Ничего зазорного и, тем более, греховного мы не сможем усмотреть в том, чтобы трудиться, заниматься хозяйством, торговлей, строительством, управлением – и преуспевать в этом. Большую радость и благословение мы обретаем в том, чтобы создавать и иметь крепкие семьи, рожать детей. Но при этом только тех, кто «ходит пред Богом», Он Сам упоминает поименно. И Енох – среди них. Хотя он и не единственный из тех, кто лично упоминается Святым Духом. До него был Авель, угодивший Богу своей жертвой и своей верой. Был правнук Еноха Ной, который обрел благодать пред очами Господа (Быт.6:8) и удостоен от Него великой миссии по постройке ковчега и спасению человеческого рода от Потопа. Жизнеописанию Божьего друга Авраама Библия подробно уделяет четырнадцать глав, богоборца Иакова – еще больше, его возлюбленного сына Иосифа – тринадцать глав, вождя народа Моисея – четыре объемных книги Пятикнижия. Другими словами, Богу Духу Святому всегда найдется, что поведать о тех, кто ходил пред лицом Божьим, даже если он (или она) и был при  этом далек от совершенства. А вот для исчерпывающего жизнеописания многих из родословия Адама в Слове Божьем вполне хватило короткой и сухой заметки о продолжительности их земных дней. Для всех для них (кроме Еноха) почти тысяча лет многотрудной жизни каждого из них «заархивирована», говоря современным языком, в одну-две печатных строки. И для многих христиан, окончивших свой земной путь, их жизнь – пусть не столь долгая, как у древних патриархов, – также заключена в даты их рождения и смерти и выгравирована на надгробьях. Возможно, это – неизбежность. Смертный час подстерегает каждого, а человеческая память – вещь весьма ненадежная и недолговечная. События жизни умерших слишком быстро предаются забвению. Возможно, не стоит ожидать большего от тех, кто не в состоянии (или не имеет желания) «прыгнуть выше своей головы» при жизни. Ведь, в сущности, жизнь – это длинная череда сменяющихся поколений, и каждый из людей есть лишь малое звено между предками и потомками, не правда ли? Вообще говоря, любая философия смерти – даже самая ладно скроенная – выглядит мрачно и малопривлекательно. Или, может быть, это – усилившиеся признаки конца времен. Но если это так, то стремление детей Божьих «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк.1:75) должно также усилиться. Именно к этому обязана усердно призывать в наши дни Христова Церковь и ее служители. Если где и могут быть успешно «стерты» – хотя бы частично и на время – конфессиональные различия между христианскими течениями и направлениями, то именно здесь. Какое свидетельство – какой след в истории – оставляют православные, реформаты, лютеране, баптисты? С чем подошли к сегодняшнему дню? Каково хождение пред Богом тех, кто исповедует Его Господом и Спасителем? Каким образом преизобилует благодать при тотальном умножении греха во всем мире (Рим.5:20) – благодаря или же вопреки свидетельству разноликих христиан?

 

3. Пример и образ ходившего пред Богом Еноха должен немало всех нас воодушевить. Уже то обстоятельство, что он был в положении «один на один» с безразличным близким окружением и враждебно настроенными потомками Каина – один на один с системой, если угодно, – должно вызывать в наших сердцах глубокое почтение к этому мужу Божьему. Однако даже не это будет самым важным при характеристике Еноха и его хождения пред Божьим лицом. Мы не сможем обнаружить в Писании, или каким-либо иным способом сделать вывод о том, что жизненной позицией – кредо – Еноха было «противостояние ради противостояния», или «протест ради протеста». Он не был революционером или диссидентом – он «ходил пред Богом». К нему могло быть самое различное отношение окружающих – от подобострастия и заискивания до глумления и издевательских насмешек. Могло быть, конечно же, ровное и вполне адекватное отношение. Но «Енох ходил пред Богом», а не перед людьми или ради их одобрения. В сходном положении находились и другие ветхозаветные праведники – Ной накануне Потопа; Авраам, вышедший из Ура Халдейского и оставивший в нем все, имевшиеся там у него привилегии; Моисей, изо дня в день слышавший ропот Израильтян; все пророки вплоть до Иоанна Крестителя. Все они были «гласом вопиющего в пустыне», все громогласно призывали «приготовить путь Господу, прямыми сделать в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3) – все ходили пред Богом и призывали к тому же своих соотечественников «с огрубелым лицом и с жестоким сердцем» (Иез.2:4).

Уместно будет привести здесь пророчество Еноха, зафиксированное одним из новозаветных авторов: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд.1:14-15). Не есть ли это свидетельство хождения Еноха пред Богом? Не указывают ли нам его пророческие слова на самую суть его хождения и ожидания? В те архидревние, в буквальном смысле допотопные времена он предвозвещает миру Божий Суд над грехом, растлением земли (Быт.6:11) и пренебрежением людьми Духа Господнего (Быт.6:3). И этим своим пророчеством Енох духом восходит к Самому Господу Иисусу Христу, в Котором во всей полноте исполняется пророческое предсказание: «Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Мф.12:18). Таким образом, хождение с Богом Еноха (и всех других ветхозаветных святых) неразрывно связано с возвещением Евангелия благодати Божьей, воли Божьей и пути Божия.

Не лишним будет также вспомнить еще и такую подробность. В описании хождения пред Богом Еноха, его пребывания «среди строптивого и развращенного рода» (Фил.2:15) мы не найдем его стенаний или уныния, как мы можем это заметить в состоянии Лота – тот был «утомлен обращением между людьми неистово развратными» (2Пет.2:7). Кстати, вот еще деталь: в галерее «героев веры» Послания к Евреям, 11 гл., Лота нет. А Енох есть. Лот наблюдал беззаконие и безнравственность, страдал от такого созерцания – и при этом преступно медлил с принятием судьбоносного для себя решения об избавлении себя и семьи – столь крепкими были узы, связывавшие его с привычным укладом его жизни. В отличие от Лота Енох был настолько «неуязвим» для всякого рода порока и разнузданности, что в его жизни не было, да и не могло быть месту для ропота, недовольства или отчаяния. Хождение пред Богом – это поистине триумфальное шествие. Это есть то состояние духа, к которому призывает ап. Павел и за которое он всегда возносит хвалы: «благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе» (2Кор.2:14).

Этим и ценен для нас, современных верующих, образ праведника Еноха. Слишком много нам встречается христиан, которые имеют прекрасный внешний облик во время богослужений и других торжественных и многолюдных мероприятий. Но вся их респектабельность куда-то бесследно испаряется, как только такие мероприятия оканчиваются. Их тут же сменяют так хорошо знакомые всем нам жалобы на власти, на соседей, на цены на продукты и услуги ЖКХ, на тещу, на пастора и т. п. Торжество во Христе, да и Самого Христа в их жизни отыскать крайне тяжело. Их поражает безразличие к духовной жизни, что весьма часто приводит к отчуждению от Христа и возвращению на грешные пути. Но для того и наполнено для нас Священное Писание светлыми образами праведников, подобным Еноху, содержанием жизни которых было пребывать в глубоких личных отношениях с Господом, ходить пред Его лицом и «удерживаться от всякого рода зла» (1Фес.5:22). Поэтому каждое напоминание о таких святых мужах веры, как Енох и другие, призвано быть для нас путеводителем к славной и вечной цели.

 

4. И в заключении размышлений о праведном Енохе нам нужно обязательно вспомнить «конец оного». Мы уже говорили о том, что среди умерших потомков Адама, перечисленных в 5-й гл. книги Бытие, Еноха нет. Не правда ли, очень ясное пророческое действие и указание? Иисус Христос, Которого теперь нет в Его гробнице – вот на Кого указывает нам Дух Святой, когда повествует, что «не стало его [Еноха], потому что Бог взял его» (Быт.5:24). Хождение пред Богом Еноха было настолько торжественным и победоносным шествием, что даже смерть вынуждена была отступить перед его поступью – подобно тому, как она отступила от Самого Первенца из мертвых. Хождение пред Богом – это совершенная победа Жизни в Боге и полная, безоговорочная капитуляция смерти как последнего врага. И хотя земная жизнь Еноха была сравнительно короткой – он прожил с людьми «всего» триста шестьдесят пять лет – но, по крайней мере, триста из них, которые он провел «по рождении Мафусала» (Быт.5:22), были ослепительным свидетельством Славы Господней и Воскресения в Жизнь вечную.

Иисус говорил: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин.15:7). Нам, нынешним последователям Христа, даровано несравненно больше, нежели тем, кто, подобно Еноху, стояли в самом начале Божьей истории мира. Нам дозволено и даже заповедано просить у Господа большего и славнейшего свидетельства в наших жизнях, нежели имел Енох – подобно тому, как Елисей просил духа Илии на себя вдвойне (4Цар.2:9) – потому что «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее» (Евр.11:40). Это не означает, что мы, как Енох, – по молитвам нашим – должны будем вознестись от земли. Свидетельство веры тех, кто ходит пред Богом, не предназначено для того, чтобы смутить неутвержденные души, но единственно для того, чтобы принести славу Творцу. Достойное хождение пред Его лицом среди гибнущего в пороках мира и есть достойнейшая хвала и слава Господу.

Поэтому, «имея такую надежду, [будем действовать] с великим дерзновением» (2Кор.3:12) – к этому нас призывает Господь.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *