Принцип «Только Писанием» провозглашает авторитет Писания в последней инстанции. Он не значит, что у нас нет более авторитетов, но нет авторитетов выше Библии, или равных Библии. Библия является окончательным авторитетом в вере и практике христианина. Все иные авторитеты, должны быть подчинены ей, и проверяться ей. Библия является богодухновенной. Ее автором является Святой Дух, который использовал в написании людей. Она безошибочна и достойна всякого доверия и повиновения. Она является законченным откровением Божьим, к которому нельзя ничего добавить и от которого нельзя убавить. Она представляет собой именно то, что Бог хотел сказать, законченное послание Бога для человечества.
Принцип «Только Писание» помог мне обрести ясный окончательный авторитет в моей жизни. Когда я был неверующим, я слышал много различных мнений о том, как должно жить, и был раздираем этими противоречивыми мнениями, так что приходил в растерянность. Библия же помогла мне обрести ясные ориентиры.
Также это очень важно в церковной жизни. Так в течении долгого времени я пребывал во внутреннем противоречии, из-за конфликта авторитетов. Я был наставлен в церкви, что христианин должен повиноваться лидерам, целям и принципам организации, ну и, конечно же, Библии. Однако, в случае конфликта между этими авторитетами, приоритет априори склонялся в сторону правил церкви и людей-лидеров. Это было очень серьезной проблемой. И только когда я понял, что окончательный авторитет принадлежит Библии, и люди и церковная организация имеют авторитет только в Библейских рамках и только для того, чтобы авторитет Библии утверждать – все стало ясно.
Принцип «Только Писанием» дает мне надежду на то, что я могу иметь ясные ориентиры и в современном христианском постмодернистском обществе. Даже среди евангельских христиан столько различных мнений, которые часто исключают друг друга! Как не потеряться в этой путанице? И возможно ли это? Принцип «Только Писанием» говорит мне, что это возможно, ведь Бог дал нам Библию для того, чтобы мы познавали в ней Его волю для нашего спасения, веры и жизни. Эта воля там есть, и она представляет именно то, что Бог хотел сказать. Поэтому всегда прибегая и пребывая в слове Божьем, я буду сохранен от многой лжи и путаницы этого мира и этой эпохи.
Этот принцип также дает мне здравое отношение к другим авторитетам. К церкви, к церковной истории, символам веры, соборам, исповеданиям, учениям учителей церкви и т.д. Святой Дух дал нам все это для того, чтобы авторитет Писания был утвержден. Поэтому я вполне могу и обязан пользоваться помощью всех тех, кто был до меня, и тех, кого и сейчас Дух Святой использует для того, чтобы устанавливать власть Писания в христианской церкви.
Принцип «Только Писанием» служит для меня ясным руководством к познанию Бога в лице Иисуса Христа. Он надежно защищает меня от различных псевдо-духовных, магических и суеверных практик и обольщений нашего времени. Я говорю «Только Писанием» и потому не всякому духу верю. Этот принцип является подчиненным. Библия ценна именно постольку, поскольку она ведет меня к истинному познанию Иисуса Христа и спасения в Нем. В Библии я должен найти Иисуса.
2. Sola Gratia
Принцип «Только благодатью» говорит о том, что спасение дается по одной лишь благодати Божьей, независимо от дел человека. Человек не может сделать ничего для того, чтобы заслужить, стать достойным спасения. Поэтому Бог спасает Своих избранных одной лишь благодатью, даром. Причем эти люди были не лучше и не хуже других людей.
После того, как я начал изучать Библию, и узнал, что нахожусь в состоянии грешника перед Богом, под Его гневом, я в течение долгого времени пытался что-то сделать, чтобы исправить ситуацию. Я пытался исправиться, чтобы стать более достойным Божьего спасения. Однако этого не произошло. Меня утешало лишь обетование, что Бог однажды даст Своего Духа тем, кто просит его. Поэтому я продолжал молиться и уповать. И однажды Бог только Своей благодатью даровал мне веру. Я признаю на самом деле и то, что лишь благодать Божья побудила меня и изучать Библию и молиться и искать спасения, потому что мое сердце по природе было равнодушным к Богу и спасению. Я верю, что только благодатью Бог и продолжает совершать мое спасение до конца. Это наполняет меня покоем, потому что начавший совершать во мне Божье дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа.
Доктрина «Только Благодатью» наполняет меня смирением и хвалой Богу. Ведь я был не лучше и не хуже других людей, и спасен лишь по благодати, и все чем я есть – лишь благодать. Мне действительно нечем хвалиться, но есть много причин для того, чтобы хвалить и благодарить Бога. Мне нечем гордиться перед другими людьми, как перед верующими, так и особенно перед неверующими. Ведь я, будучи столь благословен Божьей благодатью, до сих пор являюсь таким недостойным грешником.
Эта доктрина укрепляет меня в евангельском служении и в молитве. Бог спасает лишь благодатью, поэтому я могу молиться за грешников даже с каменными сердцами во спасение. И я могу предлагать им Евангелие ни сверху, с позиции познавшего и лучшего, но с позиции того, кто незаслуженно получил Божью милость. Это очень важно в мире постмодерна.
Тем более в пасторском служении я могу укреплять и ободрять тех, кто сердечно ищет Бога и спасения – уповать на Него, неотступно искать Его помощи и силы, ведь Он совершает наше спасение полностью по благодати. Это придает и особый смысл проповедовать закон нашего Господа всем людям. Ведь те, кто честно постарается его исполнять, и будут повергнуты на колени в своей неспособности, будут готовы к тому, чтобы обрести спасение лишь благодатью нашего Господа, и возлюбить ее.
Ну и конечно принцип «Только Благодатью» указывает на Иисуса Христа.
3. Sola Fide
Принцип «Только Верой» говорит о том, что мы оправданы только через веру в Иисуса Христа. Для того, чтобы оправдаться перед Богом, достаточно поверить в то, что Иисус Христос является Спасителем человечества от грехов и лично твоим Спасителем. Оправдание не зависит от дел закона. Но живая вера во Христа делает нас дерзновенными перед Богом. И мы можем быть уверены в том, что оправданы.
Это не то, чтобы вера была делом или заслугой человека, но это средство, как Бог применяет и запечатлевает Свое спасение внутри человека. Что касается дел, то они не добавляются к вере в отношении оправдания, однако они должны следовать за настоящей спасительной верой и подтверждать ее истинность.
Моя жизнь, мои отношения с Богом были изменены, когда я независимо от моей неспособности изменить себя самого и справиться с моими грехами, обрел веру в Божью любовь в Иисусе Христе. Я поверил, что Бог меня любит и все, независимо от меня самого и от чего-либо. Моя жизнь, правда, изменилась тогда. Однако прошло еще немало времени перед тем, как я стал учиться жить по принципу «только верой» и в моей христианской жизни. Я думал, что Бог благоволит ко мне благодаря моим делам, и если вдруг чувствовал, что попадаю в грех, терялся, и не знал, как с этим быть. И спустя годы духовной борьбы я научился приходить к Богу только верой из любого своего состояния. Правда, и сейчас это постоянная духовная борьба в моей жизни – стремиться ставить свою праведность и зависеть от нее в своих отношениях с Богом, либо приходить к Богу в смирении, как грешник, только верой.
Если мы что-то добавим к вере из-за человеческого несовершенства, обязательно возникнет проблема уверенности. В то же время слова Иакова о вере и делах также критически важны для того, чтобы доказать действительно ли вера спасительна и успокоить совесть в полной уверенности. Когда моя вера жива, и она отражается в моей повседневной жизни, то она и служит к тому, чтобы мне иметь большее дерзновение к Богу. И тут опять речь идет не о самих делах, но о живой вере, которая производит и дела, и уверенность и способность приходить к Богу с дерзновением. Ведь, если вера мертва или слишком сонна для того, чтобы производить плод праведности, как она может быть жива или бодра для того, чтобы приводить меня к Богу?
4. Solo Christo
Принцип «Только Христос» означает, что Он является единственным Спасителем человечества, единственной и совершенной жертвой за грехи людей и единственным нашим посредником в общении с Богом.
Как уже упоминалась, принципы «Только Писанием», «Только верой», «Только благодатью» являются подчиненными по отношению к этому принципу. Они должны быть направленны именно ко Христу, и не имеют никакого смысла и никакой ценности вне Христа. Ведь Писание должно иметь послание или содержание, и этим посланием является только Христос. Вера должна иметь свой объект, и этим объектом является только Христос. Благодать должна иметь свое основание, и этим основанием является только Христос.
Только Христос является Спасителем людей, является живым и совершенным Спасителем. Поэтому могу приходить к Нему с верою и смирением, подобно прокаженному, который молил: «Если хочешь, можешь меня очистить» (Мк. 1:40) и подобно слепому, который кричал: «Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10:47). К Нему обращено все мое упование. Призывать к вере в Него, Единственного Спасителя, является главным долгом христианского служителя – «веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31).
Только Христос является совершенной жертвой за грехи людей и единственным, но совершенно надежным основанием для прощения грехов, и для того, чтобы иметь дерзновение к Богу. Его Кровь открыла новый и живой путь к Богу. Это единственный путь, по которому я могу приходить к Богу с полной верой. Величие этой жертвы является безусловным свидетельством Божьей любви, благоволения и принятия.
Христос является совершенным посредником. Он воплощенное Божье слово. Он живой ходатай, и Он истинный Царь Божьего Царства. С радостью познаю Его, поклоняюсь Ему, и повинуюсь Ему. С радостью познаю Бога в Нем и через Него.
Христос, Его личность и благословенное дело, спасение через Него, познание Бога в Нем и через Него – это центральный момент во всем моем евангельском служении. Я всегда стараюсь писать свои проповеди в этом ключе.
5. Soli Deo Gloria
Вся слава должна быть воздана Богу и только Богу. Как за творение, так и прежде всего за спасение. Если спасение дано только по благодати, только через веру, которая является даром, и только через Христа, Который является бесценной жертвой, то, безусловно, вся слава должна принадлежать Богу. Это Бог – автор спасения. Это Бог – его совершитель.
Никакая слава не может быть воздана моей собственной добродетели, но лишь Божьей благодати. Слава также не может быть воздана церкви или человеческой организации, которую использовал Бог, но Богу и только Богу. Потому вся честь, вся жизнь, все повиновение, вся любовь должны быть отданы Богу и только Богу. Никто из людей, какими бы они не были, этого не достойны. Это очень важно даже в современном протестантизме. По словам Джона Стотта, многие современные протестанты верят в папство всех пасторов, и особенно в харизматических кругах произрастает культ помазанников, в то время как еще реформация устранила все предпосылки для этого.
Принцип «только Богу слава» освобождает меня от необходимости убелять свою собственную праведность, праведность Божьих людей или церкви, которую использует Бог. Я не обязан воздавать им славу и свободен говорить правду – благодарить за доброе и сожалеть о злом, во всем воздавая славу Богу.